... Ася росла в маленькой глухой деревне в Сибири. Вокруг леса, леса... необозримое море! Правда, она его так и не полюбила, боялась. Она была последним ребёнком в большой когда-то семье украинских переселенцев - двенадцать человек детей было когда-то в этой дружной и весёлой семье.
Все, кто видел Асю, удивлялись- такие все дети красивые, а эта- просто замухрышка какая-то!Чёрная вся, как головня,смуглая.Глаза были настолько черны, что и дна их не было видно. Чистой воды цыганка! Вот Наталка- эта просто красавица! Что волосы, что лицо, что глаза! Одно загляденье, а не дивчина! Она была старше Аси на два года и уже в свои восемь лет выглядела довольно привлекательно. Всё ей удавалось с одного раза, учёба давалась легко, а Асе приходилось очень трудно, потому что ко всему она ещё и была глуха на одно ухо- золотуха "съела" барабанную перепонку.
И вообще ей страшно не везло в жизни , даже в детстве.То эта золотуха, то как-то раз мама сшила ей новое платье из мешковины, покрасила его луковой шелухой и повесила сушить на верёвке во дворе- пришёл телёнок и сжевал её обновку. Ася горько плакала... Её пожалела тогда старшая сестра, Мотя. Она была больна и не вставала с постели почти. Так она отдала ей своё одно, всё равно не ношу, сказала она.
Как-то раз приехала к ним из соседнего села тётя Фрося, сестра мамина, увидела Асю и вся загорелась- отдайте мне! Чем она ей приглянулась? Её долго отговаривали, но тётя стояла на своём- у вас тут и так полна горница, а у меня нету!
Мама вздохнула и собрала Асю в гости. Она -то знала свою доню...
Сначала было интересно, Ася с любопытством смотрела по сторонам, она первый раз выехала за пределы деревни. То лес, то деревня, опять лес, поле... Огроменное!Вроде всё знакомое, но ей было, конечно, любопытно - а что же там дальше?
А дальше был большой красивый дом и в нём жили только тётя и дядя. Дядя хорошо встретил девочку, погладил по головке и подарил петушка на палочке.Неделю жила Ася в новом доме, всё у неё было, тётя накупила ей кучу новых платьев и были они не из мешковины. а самые настоящие красивые! В волосы попытались даже бантики накрутить, но плохо получалось, непослушные были.
Но всё чаще Ася выходила за околицу, смотрела в сторону дома... Потом начала плакать и плакала так, что тётя начала плакать вместе с ней.Ну что девочке не хватает? Внимание, ласка, уход, игрушки есть новые, которых не было у неё вообще. По крайней мере, таких.В конце концов, дядя запряг лошадь, тётя собрала все вещи Асины и они отправились обратно.
-Забирайте свою доню, -тётя вытирала слёзы.-Ты знала, что так будет...
-Я знаю свою доню...- ответила мама.- Ну не любит она в чужих людях жить...
НА том и остановились.Вскоре пришёл тиф... Много умерло от него в деревне народа... Болели в семье практически все, а умерла только Наталка...Её все очень жалели и Ася слышала, как говорили за её спиной, не очень и стесняясь- услышит она или нет:
-Надо же, эта замухрышка выжила, а такая красавица, умница- умерла!
Мама строго прерывала такие разговоры:
-Значит, так было угодно Богу!
После этого Ася решила для себя, что станет хотя бы умницей...Она обязательно добьётся в жизни много чего!
Ей мешал только слух. Подводил её и в школе, и в техникуме, в который она поступила после школы. Но она упорно училась и уже никто не говорил по неё, что она замухрышка. Впрочем, девочка выросла, хоть ростом и не удалась, но была очень стройная, даже где-то симпатичная! Молодость брала своё, глазки сверкали,на танцах приглашали потанцевать, так что Ася себя уже не чувствовала такой ущербной, как в детстве.
Окончив техникум на бухгалтера, она получила распределение в Павлодар и уехала туда . Впервые жила без родителей, самостоятельно. Ей дали комнату в бараке. Соседи были самые разные- один военный. Павел Сергеевич,он жил пока один,но семья должна была приехать вот-вот, другие большая шумная семья с тремя детьми, с которыми она часто оставалась по вечерам, когда родители задерживались на заводе. Дед иван с бабкой Саней, оба на пенсии, но оба где-то подрабатывали сторожами и поэтому их было мало видно- то работали, то отсыпались.
Асю встретили дружелюбно, сразу накрыли стол на большой кухне, сидели, кто-то принёс баян и пели песни.Ася любила петь, с детства наслушалась красивых украинских песен и пела очень хорошо сама.Поэтому с удовольствием подпевала баянисту. Его звали Николай и был он из соседнего барака.
С этого дня они и стали встречаться. Он работал на заводе электриком и всё свободное время проводил с Асей.
Опять ей пришлось услышать слова из детства:
-И что он нашёл в этой замухрышке? Ни рожи, ни кожи...
Было обидно, но она привыкла всё переносить молча. Решила для себя- раз выбрал. значит, было за что! Она просто делала вид, что ничего не слышит.А женщины старательно перемывали им косточки...
Вскоре они стали жить вместе. Свадьбу наметили на лето, а пока собирали деньги на неё. Родни должно было приехать море- по крайней мере, с её стороны точно!И не хотелось ударить лицом в грязь.
Вскоре Ася забеременела. Она сообщила радостную новость Николаю. Даже не думала- обрадуется или нет. Конечно, обрадуется! НУ не сказать, чтобы он был в восторге, сказал, что рановато, но раз получилось, пусть будет.
Ася слегка обиделась, всё-таки это их ребёнок будущий! Но бабка Саня сказала:
-И не думай даже! Они , пока не увидят, не обрадуются. И то, надо ещё вырастить их, чтобы они могли с ними на рыбалку ходить! На этом Ася и успокоилась.
Животик рос, хоть и медленно, но верно, вскоре малыш начал толкаться, было смешно, Николай клал руку на живот и ждал, но малыш замирал сразу, как будто чувствовал, что не мама, а как только убирал руку, тут же толкал мамку в живот пяточкой.
-Интересно, кто там? Может, мальчик?- мечтал Коля. Ася тоже склонялась к этому мнению. по всем признакам так и выходило.
На первое мая у Коли было дежурство на заводе и он ушёл на работу. А Ася, сходив на демонстрацию, пришла домой и стала готовить праздничную еду. Они всем бараком собирались на все праздники и поэтому готовку распределяли по семьям, кому что готовить. Внезапно завыла сирена на заводе- так она выла, когда случались аварии. Ёкнуло сердце..Малыш сильно забился в животе...Бросив всё, срывая на ходу фартук, она бежала вместе со всеми на завод.
...Коля погиб. Сказали, что умер сразу, не мучился. ОНА слушала в пол-уха, половины не услышав. В ушах стоял гул...На отяжелевших ногах она вернулась домой.Малыш отчаянно бился, как будто уже просился наружу.Она погладила его:
-Рано ещё, рано... всего только шесть месяцев...
Закрылась на ключ, свернулась на кровати, накрывшись с головой одеялом и так пролежала до вечера. Стемнело. Мыслей не было или, вернее, были и много, но такие все короткие, ни о чём...
Вот Коля, с цветами, у кинотеатра стоит... Улыбается... Она специально ждёт за углом, смотрит, как он ждёт- оглядывается на других девушек или нет? Нет, вроде, терпеливо стоит под афишей... Она выходит и он широко улыбается- пришла!
Вот видит косе завистливые, а где и ехидные взгляды женщин- но какое ей дело до них!
...Она смотрит вокруг- темно, страшно, одна... и впереди кромешная темнота и неизвестность...Ей вдруг стало очень холодно. Ася встала и затопила печь. Всё делала машинально, привычно...Заиграл огонёк, загудела труба.. АСя опять улеглась на кровать и уснула...