БАЛХАШский форум от balkhash.de

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



История Балхаша

Сообщений 31 страница 40 из 48

31

Галина МАКАРОВА, газета «Балхашский рабочий»,

Двое бывших военнопленных побывали в Балхаше.

На нашей балхашской земле есть уголок, который редко кто посещает и мало кто знает о его существовании. Здесь всегда тихо, только слышны пение птиц и стрекот кузнечиков. Так, наверное, и должно быть. Ведь это кладбище узников Карлага и японских военнопленных.
Каждый раз, когда приходится здесь бывать я испытываю тревогу и угрызения совести за всех нас, ныне живущих. Могилы политических заключенных и японских военнопленных исчезают с лица земли. Они безжалостно засыпаются пульпой, зарастая камышом и бурьяном. Через два-три года здесь останется голое место.
И что же тогда? Перестанет мучить совесть? Возможно! Ведь тех, кто помнит разгул сталинских репрессий, остается все меньше и меньше. А тем, кто должен нести эстафету памяти старшего поколения об этом злодеянии, сейчас не до того.
12 июля я вновь оказалась здесь, в этом скорбном уголке нашего горда. Перед этим мне позвонила заведующая отделом внутренней политики акимата города Галина Хажбикаровна Канцигова и попросила сопровождать японских граждан – бывших военнопленных – на место, где им пришлось в полной мере испить чашу невзгод и лишений.
Поистине мир тесен. Так, Галина Канцигова – дочь Хажбикара Канцигова, который в 1944 году в течение суток с Северного Кавказа был отправлен со своим народом в Казахстан. Вся его трудовая жизнь прошла на Конырате. В год 50-летия трагедии чечено-ингушского народа я встречалась с ним, с этим мужественным, добрым, уважаемым в поселке Конырат человеком. Говорили о многом. О всех пережитых невзгодах, трудностях. Но не было в его словах злобы. На казахстанской земле он нашел хороших людей, свою судьбу.
И вот теперь вместе с его дочерью мы стали проводниками бывших японских военнопленных – Окада Седзиро и Дона Такакио. Пошли с ними на место расположения бывшего лагеря и кладбища, где покоятся 51 их соотечественник.
В 1993 году по просьбе Ассоциации «Казахстан-Япония» наше городское руководство установило на этом кладбище памятный знак. Тогда же было принято решение о благоустройстве этого уголка скорби.
И вот сюда мы везли бывших врагов, а ныне гостей. Очень трогательно было смотреть на то, как они ходили по тем местам, где стояли их лагерные бараки, располагалось кладбище. Вместо с ними мы очистили территорию возле памятного знака, сохранившихся еще могил. С далекой Японии эти два человека привезли с собой специально изготовленный столб с надписью «Нашим соотечественникам». Столб был вкопан самими японцами. На одной из граней столба они оставили надпись: «1997 г. С памятью нашим соотечественникам». Затем Окада и Дон совершили ритуальный обряд. Аккуратно поставили и зажгли свечи, на маленькой циновке рассыпали рис, оросили его сакэ и прочли молитвы. А мы стояли в стороне и молчали.
Издалека приехали они – эти уже далеко не молодые люди. В 1945 году Окада было 20 лет, а Дону – 23 года. Память о тех годах, о тех, кто не вернулся с ними домой, привела их спустя 50 лет вновь в эти края, в этот печальный уголок их судьбы.
А рядом с могилами японцев исчезали с земли могилы наших соотечественников – политзаключенных 1946-1953 г.г. Словно часовой стоит на этом кладбище простой деревянный католический крест, который в 1989 году установили литовцы, бывшие заключенные, в память о своих соотечественниках, оставшихся здесь навечно. Об остальных просто забыли. И стираются потихоньку могильные холмики.
Живой интерес проявили японские гости к нашему городу. Им хотелось знать все и обо всем. Вот почему мы и поехали в историко-краеведческий музей. Окада Седзиро очень разволновался, когда увидел макет карьера Коныратского рудника. Ведь он там работал.
Потом мы держали путь в Конырат. Долго стояли на смотровой площадке. Окада что-то говорил, говорил, мешая русские и японские слова.
Окада Седзиро и Дон Такакио благодарили нас постоянно, повторяя по-русски «Спасибо! Балхаш хорошо!»
А я глядела на них и думала, почему мы не выполняем то, что предусматривала Женевская Конвенция от 12 августа 1949 года, где сказано «чтобы могилы умерших в плену содержались в порядке и были отмечены таким образом, чтобы их всегда можно было разыскать…» Нас это, видно, не касается. Что уж говорить о чужих, когда могильные холмики наших соотечественников постоянно исчезают с земли, стираются из памяти. А ведь сейчас у нас год Согласия, год Памяти всех безвинно обиженных и безвинно погибших. Как хочется, чтобы их прах достучался до наших сердец!

От редакции: В Казахстане согласно Указу Президента РК Н. Назарбаева 31 мая отмечается как День памяти жертв политических репрессий. Балхашцы собираются в этот день на митинг у памятника, возлагают цветы, отдавая дань памяти безвинно погибшим в страшные голодные 30-е годы, скорбят по безвинно погибшим жертвам политических репрессий. В 2004 году на месте захоронений политзаключенных и японских военнопленных, близ бывшего отделения Балхашлага, были установлены памятники жертвам репрессий от жителей г. Балхаша и от правительства и народа Литвы. Чуть в стороне стоит памятник японским военнопленным, а еще дальше – деревянный покосившийся крест, установленный в память погибших в лагере литовцев. Памятники стоят, к ним ежегодно 31 мая приезжают балхашцы, а само кладбище безвозвратно уничтожила вода, пульпа, камыш. Если еще 10-15 лет тому назад можно было подойти к могильным холмикам с установленными вместо креста или памятника табличками с номером заключенного и рву, в котором закапывали наших умерших соотечественников, то сегодня их уже нет.
Но памятники установлены, а это значит, что пусть несколько запоздало, но все-таки мы опомнились и постарались сохранить, что было возможно.
Не допустить повторения событий тех лет, сохранить мир, политическую стабильность, благополучие – вот основные задачи, которые стоят перед нами, ныне живущими на земле.

32

Интересная статья. Хорошо, что по следам этой статьи  прислушались и сделали всё как надо.  Любая память- важна в нашей истории.

33

Lidiya
Лида, спасибо за статью- она действительно о многом заставляет задуматься! О сиюминутном- и вечном, о чувствах, что делают нас людьми- в высоком понимании этого слова, о сопереживании, о прощении...

http://s1.uploads.ru/t/nfVuR.gif

34

Мне очень жаль, что Балхашский рабочий выложен только за два года. Чего там можно было бы накопать! Но и за это спасибо!

35

ТЫ настоящий исследователь!)))

36

А мне, действительно, интересно! А сколько я фотографий повыбрасывала и раздарила, считая, что не пригодятся! Или не нравилось качество - тоже в корзину...

37

Мы хранили все фотки, пока можно хранить. НАдо бы отсканировать. но это ж заниматься этим надо!)))

38

Да, это занимает много времени.

39

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КАРАМЕНДЕ БИ

По поручению оргкомитета: Куляш САРДАРБЕК.   

Прошло три века. Но имя Караменде би Шахаулы сохранилось в памяти народной. Он - историческая личность, вождь кочевников, мудрец. Он жил в эпоху правления хана Абылая. Его подвиги и смелость, ораторское искусство и находчивость ценили Казыбек би, Абылайхан.
Современник Караменде би прославленный батыр Жидебай после его смерти сказал: «Караменде был вождем Тобыкты, богатством Среднего жуза». Тобыкты – крупное племя Аргынов - предков казахов. Генеологическое древо Караменде би вкратце можно объяснить так: Тобыкты - Дадан Тобыкты – Асан – Есенбакты - Калдау, от него Шаха, от него Караменде. Потомки восьми сыновей Караменде би проживают и поныне в Балхаш-Актогайском регионе, в Астане и в других городах республики. Пятым потомком Караменде би является Кышкашбаев Тлеугали Аширбекович, ученый, ныне занимающий ответственный пост в министерстве культуры РК.
Караменде би жил в середине ХVII-ХVIII веков. По данным знатока истории казахов Смахан торе Букейханова (брата Алихана Букейханова), Караменде би родился в 1720 году у реки Сырдарья, умер в 1810 году в Сарыарке, похоронен в нынешнем Актогайском районе недалеко от реки Токырауын, в местечке «Кара жумак», теперь называющемся «Караменде айырыгы», «Карекен зираты». По традиции казахов имени святого человека полностью не произносят. Поэтому до сих пор казахи говорят уважительно «Карекем». На то есть причина. В начале XVIII века, защищая интересы своего рода, он привел более трехсот семей Дадан тобыктинцев из Чингизских гор в Центральный Казахстан. Первым пристанищем кочевки Караменде би был Агадырский район, где находился позже совхоз «Карабулак». Помогал ему и поддерживал Жарылгап батыр из рода керней. У каждого рода имеется своя земля и здесь, на земле кернеев, тобыктинцы долго не могли находиться. Караменде би вместе с Сана би искали место у берегов озера Балхаш. «Три Дересина» (Бас Дересин, Орта Дересин, Аяк Дересин) - полупустынная земля, где водятся сайгаки и архары, есть рыба в озере, река Токырауын с пресной водой - все понравилось им и весь род переселился сюда. Затем расширили жайляу до гор Кызыларай, Бектауата. Одним словом, потомкам Дадан тобыктинцев живущим поныне на Северном Прибалхашье эта земля досталась в ХVIII веке от предков во главе с Караменде би Шахаулы.
Караменде би был влиятельным человеком среди всех родов Тобыкты, поселившихся от Чингизских гор до нашего края. Он участвовал в боях с джунгарами и калмыками. Главной заслугой Караменде би является его роль как вождя-батыра в объединении казахов для противостояния чужеземцам, для защиты от нашествия в джунгаро-калмыцкой войне. На поле кровавых сражений показал себя отважным воином - вожаком. Хан Абылай доверял ему, потому Караменде би был в качестве дипломата в составе ханских послов. Караменде би сумел провести переговоры на высшем уровне, проявить мудрость, красноречие и находчивость, чтобы остановить войну и установить мир между двумя воюющими народами. В то время бии решали проблемы связанные с землей, женщинами-вдовами, пропажами скота и другие мелкие местные, межродовые вопросы. Но взять ответственность на себя, решать проблемы государственного значения при Тауке хане, Абылай хане достойно смогли такие влиятельные ораторы, как Толе би, Казыбек би, Айтеке би, Караменде би, Тайкелтир би. Судьба народа зависела от их деятельности как послов-дипломатов. Этим они завоевывали уважение и признание народа. О событиях тех лет ярко сказано в народных песнях, посвященных подвигам батыров. Эти строки передают имена героев, вышедших из каждого рода, защищавших свою землю: из Кара Шора - Сенкибай, Из Алтеке – Жидебай, В Сарыме - Жалантос, Жангутты и Шабанбай. Из Кернея - Жарылгап, Карсон Аралбай, Из Тобыкты - Караменде, Шубыртпалы Агыбай...
Вот они батыры нашего края, следы коней которых остались в степях, где проходили кровавые сражения с джунгарами и калмыками, отрядами, казачьими войсками царской армии.
С 1723 года началась джунгаро-калмыкская война, казахи-тобыктинцы вынуждены были оставить родные края и с берегов Сырдарьи двинулись на север - в Чингизские горы. Здесь надо отметить дальновидность Анет баба (1626-1723 г.) из рода Тобыкты. Он би Среднего жуза, один из составителей первого законодательства степи «Жеті жаргы» - (Семь статей), советник хана Тауке, наставник знаменитых Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Чтобы сберечь свой народ, он отправил караван сородичей на Север степи, сам остался в родном краю у Сырдарьи. Известный влиятельный волостной, акын нашего края Нарманбет Орманбетов еще в 1906 году сочинил стихи о предках казахов Севернего Прибалхашья, начиная с Анет баба, который считался героем для кочевников и заслуги Караменде би сравнивает с заслугами такой знаменитой личности, как Анет баба.
По легендам, дошедшим до нас, Караменде би был человеком высокого роста, со светло-желтым лицом и голубыми глазами. По характеру человек слова, решительный, смелый. О вожде Дадан тобыктинцев Караменде би писали журналисты А.Туганбаев из Актогая, М. Баймуханов из Караганды, знаток истории края Ж. Галиев из Балхаша.
Чтобы увековечить имя легендарного вождя казахов нашего края решением исполкома Балхашского городского Совета №50/52 от 5 мая 1993 года улица Горького была переименована в честь Караменде би. Потомки восстановили мазар Караменде би, находящийся на территории Актогайского района.
В нашем городе идет работа по установлению бюста Караменде би на улице, носящей его имя. Открыт специальный счет фонда Караменде би. Все те, кто дорожит историей казахского народа, потомки Караменде би могут внести свою посильную лепту, перечисляя средства в этот фонд.
Назидания Караменде би
Справедливого вожака народ поддержит.
Взяточник продастся даже за одну копейку.
Безлюдная земля - сирота,
И озеро без птиц - сирота.
Без вождя страна и батыр без страны – сирота.
Без родных девушка - сирота.
Одинокий старец – сирота.
Без смысла слово – сирота.
Лучше лишиться богатства, чем единства и сплоченности.

40

ИНтересно очень! И почему нам это не преподавали в школе?