БАЛХАШский форум от balkhash.de

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Балхашский театр

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Первый народный

Петр КУШНИРОВ   

Среди событий, имен и дат, упоминаемых в связи с 75-летием нашего города, нельзя не рассказать об одной, которая бесспорно заслуживает внимания. Дата эта «золотая» - 50 лет назад в декабре 1962 года на Первом республиканском смотре народных театров в Алма-Ате Балхашский народный театр Дворца культуры металлургов был удостоен диплома 1-й степени. Весть об огромном всеказахстанском успехе нашего самодеятельного коллектива была у всех на устах. О нем писали газеты, сообщало радио. Но прошедшие годы отодвинули в тень, а потом и заслонили это важное событие в культурной жизни города, хотя оно имеет полное право храниться в памяти потомков, оставаться предметом гордости для балхашцев. Тем более, что победа в Алма-Ате стала первой высотой, восхождение на которую открыло путь к покорению новой, еще более высокой вершины и послужило мобилизующим и вдохновляющим примером для других коллективов художественной самодеятельности ДК металлургов: казахского народного театра, ансамбля песни и танца «Балхашские зори», ансамбля казахской песни «Сары-Арка», духового оркестра – на их пути к творческим достижениям.

Сегодня о судьбе первого в Балхаше народного театра рассказывает его бывший участник, а потом и режиссер, работавшей на рубеже 60-70-х годов заместителем директора, художественным руководителем и директором ДК металлургов, старожил города и ветеран труда Петр Елисеевич Кушниров.

Период времени в Советском Союзе с середины 50-х до середины 60-х годов прошлого века, который теперь принято скромно называть «хрущевской оттепелью», фактически можно было сравнить с повсеместной дружной весной, особенно в поэзии, литературе, кинематографе и театре. Встречи с поэтами собирали многотысячные стадионы, на экранах стало демонстрироваться немало фильмов из зарубежных стран, бурно начало развиваться отечественное кино, новые свежие веяния ощущались в музыке и на театральной сцене, первые, но смелые шаги делало телевидение. Все это пробудило к активной жизни массовое самодеятельное художественное творчество. Тогда-то впервые возникли народные коллективы. По определенному для них статусу, исполнительский уровень таких коллективов должен был соответствовать профессиональному.

Балхашцы не остались в стороне от этой бурлящей в стране культурной жизни, позволявшей людям самых разных профессий быть не только зрителями, но и на деле проявлять свою любовь и тягу к искусству, раскрывать свои подчас весьма яркие и самобытные способности, в том числе, на театральной сцене.

В каждом клубном учреждении нашего небольшого города были драматические кружки, ставившие не только отдельные сценки, одноактные пьесы, но и многоактные спектакли. Правда, ни один из них не располагал творческими возможностями, которые позволили бы ему бороться за звание народного, хотя многим балхашцам очень хотелось, чтобы в нашем городе был театр – пусть самодеятельный, но дающий возможность общаться со сценическим искусством. Ведь Балхаш заслуженно имел репутацию театрального города: около 15 лет здесь постоянно базировался Карагандинский областной русский драматический театр имени К.С.Станиславского, который нередко называли Балхашским, а зимой 1941-42 годов в нашем городе работал эвакуированный сюда всемирно известный Московский Камерный театр. Зрители тянулись к театральному искусству, а когда Карагандинский театр в 1952 году переехал на постоянную работу в областной центр, скучали без новых спектаклей на балхашской сцене. Эту нишу, хотя бы частично, мог бы занять самодеятельный народный театр.

Обстоятельства сложились так, что в 1958 году Коунрадский рудник, обогатительная фабрика, медьзавод, ТЭЦ и завод ОЦМ были объединены в Балхашский горно-металлургический комбинат (БГМК), за которым впоследствии прочно закрепился титул медного гиганта на Балхаше.

И тогда директору ДК металлургов В.К.Морозову (позднее заведующему городским отделом культуры) пришла мысль объединить под одной крышей драмколлективы ДК металлургов и клуба прокатчиков завода ОЦМ – ведь теперь оба культучреждения относились к БГМК. Положение о присвоении звания народного предусматривало, что коллектив-претендент должен представить на рассмотрение специальной комиссии поставленные за последние год-два 3 многоактных спектакля. Во Дворце в этот период состоялась премьера «Вассы Железновой» М.Горького в постановке режиссера М.А.Соколова, а в клубе прокатчиков - комедии Ж-Б. Мольера «Плутни Скапена» в постановке режиссера Л. А. Тарнавской. Необходим был третий совместный спектакль, для постановки которого во Дворец культуры из клуба прокатчиков была приглашена Л. А. Тарнавская.

Слияние двух коллективов с разными руководителями оказалось не безболезненным, но, как показало время, путь был выбран правильно, и в итоге он дал желанный результат.

Для постановки на сцене ДК металлургов Л. А.Тарнавская взяла героическую драму А. Салынского «Барабанщица». Пьеса шла по всему Советскому Союзу – от Москвы до периферийных театров. Но балхашская постановка не повторяла чужие работы и не подражала им. Впечатляющие декорации, которые уже при открытии занавеса вызывали аплодисменты зрителей, замечательная музыка в исполнении живого оркестра, сопровождавшего спектакль, интригующий сюжет. Но главное – исполнители ролей. Л.А.Тарнавской удалось подобрать их предельно удачно: и по возрасту, и по внешним данным, и по творческим возможностям.

Премьера «Барабанщицы» в 1959 г. произвела настоящий фурор. Некоторые зрители ходили смотреть спектакль по несколько раз, зал неизменно был полон и восторженно принимал новую работу самодеятельного коллектива. В городе заговорили: наконец-то в Балхаше снова есть театр!

Приглашенная из «Казсовпрофа» комиссия дала высокую оценку спектаклю и рекомендовала начать оформление документов на присвоение коллективу звания народного тетра.

А тем временем коллектив приступил к подготовке следующей премьеры – спектакля «Юстина» по пьесе финской писательницы Х. Вуолийоки. В 1960 г. в Балхаш из Алма-Аты пришло постановление о присвоении драматическому коллективу ДК металлургов звания народного театра (одному из первых в Казахстане).

Популярность коллектива в городе росла от спектакля к спектаклю.

В огромных стеклянных окнах-витринах гастронома напротив Дворца культуры выставлялись метровые фотопортреты участников театра в ролях. Репертуар отличался разнообразием и поистине профессиональным качеством постановок. Кроме «Барабанщицы» и «Юстины» за три года балхашцы увидели еще 4 премьеры: «Проводы белых ночей» В.Пановой, комедию А.Софронова «Стряпуха», «Сержант милиции» И. Лазутина и «Остров Афродиты» греческого поэта и драматурга А. Парниса.

Когда осенью 1962 года пришло сообщение о проведении 1-го Республиканского смотра народных театров, правлением ДК металлургов было решено представить на суд жюри спектакли «Барабанщица» и «Юстина». Но в Алма-Ату разрешалось везти только один спектакль.

Просмотрев работы коллектива в Балхаше, организаторы смотра рекомендовали для показа в столице «Юстину», так как «Барабанщица» шла на алма-атинской сцене и в нескольких областных театрах Казахстана, а «Юстина» не была знакома столичным зрителям. Правда, некоторых участников премьерного спектакля уже не оказалось в Балхаше, поэтому понадобился срочный ввод двух новых исполнителей, среди которых довелось оказаться мне.

И вот в декабре 1962 года коллектив народного театра вылетел в Алма-Ату (декорации были заблаговременно отправлены поездом). Выступать предстояло на сцене ТЮЗа. Незнакомая сцена (меньше нашей дворцовской), незнакомый зритель. В Алма-Ате было по-зимнему холодно, но праздничная атмосфера смотра все-таки согревала и ободряла.

В столицу на смотр были приглашены 5 коллективов: из Кокчетава, Кустаная, Целинограда, Усть-Каменогорска и Балхаша. Все, кроме нашего, из областных центров, где есть профессиональные театры, на помощь которых при необходимости они могли рассчитывать.

Наш спектакль шел в третий вечер смотра. Реакция взыскательных столичных зрителей, среди которых было немало профессионалов и знатоков театра, оказалась чуткой и доброжелательной.

На следующий день нас пригласили в студию республиканского радио, где спектакль «Юстина» был полностью записан на пленку. Позднее его неоднократно транслировали по радио под рубрикой «Театр у микрофона».

А еще через день в ТЮЗе состоялось торжественное подведение итогов смотра, где режиссеру Л. А. Тарнавской был вручен диплом 1-й степени. К новогодним праздникам коллектив народного театра вернулся домой в Балхаш в радостном и приподнятом настроении.

Победа в Алма-Ате заставила заговорить о Балхаше не только как о важном промышленном центре, но и как о городе с насыщенной, интересной культурной жизнью, где живут и трудятся разносторонне одаренные люди. Ведь на сцене народного театра талантливо играли труженики БГМК, предприятий и учреждений Балхаша: начальник цеха Г. Хаютин, инженеры О. Резнякова и В. Вайцекаускас, волочильщик В.Сторожко, техник узла связи И. Инякина, врач В. Берчатов, офицер запаса А.Клочков, культработники Д.Орлова, Г.Хаит, М. Хмуров, Ю.Петрова и люди других профессий.

В начале 1963 г. в Балхаше проездом оказался известный режиссер из Москвы. Увидев афишу народного театра, он решил побывать на спектакле. По привычке захватил с собой блокнот и ручку, чтобы делать пометки. Давали «Юстину». И как он потом признался, уже с первых минут спектакля забыл о блокноте и увлеченно, вместе со всеми зрителями следил и переживал за происходящим на сцене. А после спектакля пришел за кулисы, чтобы поблагодарить режиссера и всех участников и сказать, что такой талантливый коллектив должны увидеть в Москве. Готовьтесь!

И довольно скоро из Москвы пришло официальное извещение, что выступление Балхашского народного театра включено в план Кремлевского театра в сезоне 1963-64 г. Выступление на его сцене являлось самым высоким поощрением для любого творческого коллектива.

Режиссер Л. А. Тарнавская понимала, что показ в Москве «Барабанщицы» (она шла в двух столичных театрах) или «Юстины» (которая тоже была в репертуаре одного из московских театров) невольно вызовет сравнения и не позволит в достаточной мере увидеть самобытность Балхашского народного театра. Она была убеждена, что коллектив из Казахстана должен показать пьесу из жизни своей республики, ее истории. Эту убежденность режиссера разделяли и участники театра.

После интенсивных поисков выбор пал на пьесу З.Шашкина и М. Гольдблата «Степное зарево» о революционных событиях в городе Верном (Алма-Ате) в 1918-19 годах. Драматургический материал оказался весьма объемным: много действующих лиц, частое чередование эпизодов, требующее соответствующих смен декораций, массовые сцены.

Работа над спектаклем была очень напряженной. Зная, что он ориентирован на ответственный показ в Москве, для его оформления руководство ДК металлургов пригласило из Алма-Аты художника Э. Черномского и композитора Б. Ерзаковича – профессора консерватории, знатока фольклорной музыки.

Коллектив народного театра репетировал с большим энтузиазмом. На некоторые роли персонажей-казахов Л. А.Тарнавская пригласила работавших на БГМК молодых специалистов Р. Мухамедиева, Е. Малтабарова, А. Бейсембаева, А. Рахимбаева. Они же одновременно стали консультантами по казахским народным традициям и обычаям, а впоследствии составили ядро созданного в ДК металлургов казахского народного театра.

Премьера «Степного зарева» в июне 1963 г. была воспринята зрителями с большим интересом. Приглашенная из Алма-Аты комиссия одобрила новую работу коллектива и признала, что спектакль достоин представлять в столице Советского Союза не только самодеятельное искусство города металлургов Балхаша, но и в целом Казахстана.

Первый шаг был сделан успешно. Но предстояли определенные доработки, чтобы спектакль смог соответствовать театральным традициям Москвы. К примеру, первоначальная постановка в Балхаше была с двумя антрактами и длилась более 4-х часов. Такая продолжительность для московских зрителей мало удобна, и не учитывать этого было нельзя. Поэтому возникла необходимость сократить некоторые эпизоды, разумеется, без ущерба для сюжета и художественного замысла спектакля, ускорить техническую смену декораций, благодаря чему сократить вынужденные паузы, которые заполнялись звучанием тематической музыки, и оставить только один антракт.

С учетом этих задач, работа над «Степным заревом» продолжилась. Для доработки оформления спектакля из Караганды был приглашен талантливый театральный художник В. Лейферт, который предложил оригинальное решение декораций, которые выглядели лаконично, но выразительно, и стали более мобильными и удобными при их перемене.

После летних отпусков начались репетиции нового спектакля «Смертный приговор» И.Соболева, премьера которого с большим успехом состоялась в ноябре 1963г.

Выступление в Москве было назначено на начало марта 1964г. В конце февраля коллектив народного театра через Караганду вылетел в Москву. Город жил этим событием: торжественные проводы, напутственные стихи и пожелания, приподнятое настроение и волнение участников, гордость балхашских любителей театра за своих земляков.

В Москве повсюду можно было увидеть афиши нашего спектакля (одна из них хранится в Балхашском городском музее). Коллективу была предоставлена возможность провести репетицию на сцене Кремлевского театра, который располагался под одной крышей с рабочими кабинетами руководства СССР в Кремле. Делегация народного театра побывала в Звездном городке, дома у первой женщины-космонавта В.В.Терешковой и ее мужа А.Николаева, пригласила их на спектакль.

В сопровождавший «Степное зарево» оркестр под управлением преподавателя Балхашской музыкальной школы А.А.Шпенглера для большей полноты и красоты звучания были приглашены инструменталисты из оркестра Большого театра СССР (две скрипки, виолончель и гобой), а для участия в массовых сценах задействовали студентов театральных вузов Москвы.

Выступление в Кремле состоялось 4 марта 1964 г. В зале – аншлаг. Среди зрителей много представителей театральной Москвы. Но были и наши земляки – два инженера БГМК, которые в эти дни оказались в командировке в Москве и пришли «поболеть» за свой театр. Ровно в 7 часов вечера, под перезвон курантов на Спасской башне, который был слышен внутри находившегося рядом Кремлевского театра, открылся занавес.

Спектакль прошел на едином дыхании и вызвал горячий зрительский прием. На следующий день, когда состоялось обсуждение с участием режиссеров московских театров, были отмечены выбор темы «Степного зарева», точный национально-этнографический колорит спектакля, эмоциональная, искренняя игра самодеятельных артистов, а в целом – прекрасная работа режиссера Л.А.Тарнавской. Ее пригласили рассказать о коллективе и своей работе с ним по Всесоюзному радио.

Об успешном выступлении балхашцев в Кремле сообщили газеты «Советская культура» и «Труд», а фотографии сцен из «Степного зарева» были опубликованы в журналах «Театр» и «Театральная жизнь».

Еще один спектакль был показан московским коллегам-металлургам 9 марта на сцене Дворца культуры завода «Серп и Молот».

Окрыленный успехом и радушным приемом в Москве возвратился коллектив Балхашского народного театра в родной город, где по возвращении при переполненном зале был показан отчетный спектакль «Степное зарево».

P.S. В 1985 году русский народный театр (как он стал называться после создания в ДК металлургов в 1965-66 г. казахского народного театра) отметил свое 25-летие премьерой комедии Ж-Б.Мольера «Плутни Скапена».

Постановка этой пьесы на сцене клуба прокатчиков была одним из первых шагов по созданию в Балхаше народного театра. На этот раз классическая комедия была поставлена на другой сцене – в ДК металлургов, другим режиссером, в других декорациях, с другой музыкой и, конечно же, с другими исполнителями, большинство из которых были моложе театра и предыдущей постановки просто не могли видеть. Новый спектакль «Плутни Скапена» оказался последним ярким событием в судьбе русского народного театра. Премьера прошла с заслуженным успехом, газета «Балхашский рабочий» поместила одобрительную рецензию с фотографией главных действующих лиц.

Конечно, за четверть века в жизни народного театра были и досадные простои, и новые достижения. Трижды он завоевывал победы на областных смотрах, получил звание лауреата на республиканском смотре в Целинограде в 1977 г. Но к сожалению, этому самодеятельному коллективу все меньше уделялось внимания руководством ДК металлургов и, как следствие, БГМК и города. Прекратилась работа над актерским мастерством участников, по воспитанию новой творческой смены. Постепенно коллектив утрачивал свою прежнюю сплоченность и стабильность, преемственность традиций. К концу 80-х годов русский народный театр фактически ушел в небытие и теперь уже почти незаметно для города перестал существовать.

Однако творческие достижения Балхашского народного театра в первой половине 60-х годов, которые оказались самыми яркими, значительными и весомыми в его творческой биографии, по праву стали достоянием культурной жизни Балхаша, неотъемлемой частью интересной истории нашего города, которую нельзя забывать.

Петр КУШНИРОВ.

2

И фотографии:

http://s3.uploads.ru/t/KO94b.jpg

http://s3.uploads.ru/t/Ytp0e.jpg

http://s2.uploads.ru/t/ASvfX.jpg

3

Лида, спасибо! Да, имя "Петр Кушниров" тесно связано с культурной жизнью города Балхаша, коей он посвятил всю свою жизнь. В 60-70 гг я тоже помню народный театр в Балхаше, его детское отделение. Моя подруга Галя Трофимчук была активной участницей детской группы этого театра, которая давала свои представления в клубе Прокатчиков, на улице Фрунзе. И нас Галя частенько туда таскала.
Очень жаль, что сейчас в городе нет своего народного театра!  :'(

4

НА втором фото справа стоит моя тётя- Нина Петровна ГАлактионова-третья от края. ))ОЧень приятно было увидеть это фото! Я сама играла немножко в этом театре, когда режиссёром был Владимир Неделька.)))И в"Проделках Скопена" она тоже играла.

5

Статья из "Балхашского рабочего".

Солнечный талант
 

Ни много, ни мало – около двенадцати лет прожила эта замечательная женщина в Балхаше. С той поры минуло почти полвека, но огромный вклад, который она внесла в культурную жизнь нашего города, дает основание причислить ее к незаурядным, ярким творческим личностям, о которых балхашцы должны помнить и которыми вправе гордиться. Имя ее – Любовь Авраамовна Тарнавская.

Первые ступени
Ее детство и юность прошли в Киеве. Древний город на высоком правом берегу могучего Днепра, утопающий в пышной зелени деревьев, славится своей неповторимой красотой и многовековой историей. Он упоминается в легендах, сказаниях и летописях. Но и в новое время Киев продолжает привлекать к себе внимание тысяч и тысяч людей, здесь жило и сюда стремилось попасть немало знаменитостей, он – один из признанных центров культуры. Атмосфера такого города не может не влиять на людей с чуткой душой, умеющих видеть и ценить прекрасное.
Родные и близкие с детства называли ее Любочкой. Уменьшительно-ласкательное имя очень подходило к милой девочке небольшого роста с изящной, стройной фигуркой, красивыми пышными волосами и большими, сияющими голубыми глазами. Привлекательная внешность сочетались в ней с острым умом и блестящими способностями. Любочка знала древнееврейский язык идиш, свободно говорила на иврите, со сверстниками на Подоле – прибрежном районе Киева, где жила ее семья, общалась на русском и знала украинский. Очень любила петь – природа наградила ее музыкальностью и чистым, звонким голосом. Участвовала в школьном драмкружке и с детства мечтала стать актрисой.
Первый важный шаг на пути к осуществлению мечты был сделан после окончания школы в 1937 году. Пройдя огромный конкурс, она поступила на актерское отделение Киевского театрального института им. Карпенко-Карого. Студенческие годы – особая, полная новых впечатлений пора. Вместе с ней учились Ефим Березин и Юрий Тимошенко – будущие знаменитые Штепсель и Тарапунька, Григорий Гай – впоследствии исполнитель роли писателя А.Куприна в кинофильме «Гранатовый браслет», артист ленинградского БДТ под управлением Г.Товстоногова, Эмиль Горовец – в будущем популярный эстрадный певец, Александр Борщаговский, ставший известным театральным критиком, писателем и киносценаристом. О нем М.Веллер написал: «Друг юности Виктора Некрасова. Автор повести «Третий тайм» о матче в оккупированном Киеве между «Динамо» и сборной Люфтваффе. Фильм, снятый по этой повести  знала вся страна». Как и другой фильм по его сценарию «Три тополя на Плющихе».
Но тогда они все были студентами-однокурсниками, а Любочка Тарнавская была на курсе всеобщей любимицей и отличницей – все годы получала повышенную стипендию. Ее нередко сравнивали со старшей знаменитой современницей – актрисой советского кино и тетра Людмилой Целиковской, пик популярности которой пришелся на 40-50-е годы. У обеих были похожие тип лица, большие лучистые голубые глаза, открытая белозубая улыбка, звонкий голос и заливистый серебристый смех.
На всю жизнь запомнила она своих знаменитых педагогов, талантливых режиссеров С.Г.Новака и воспитанника К.С.Станиславского мхатовца Б.И.Вершилова. Мастерство актера преподавал А.Гранах – выдающийся артист прославленного театра Макса Рейнхарда в Германии, который из-за преследований фашистов был вынужден уехать в Советский Союз (здесь он, кстати, снялся в популярнейшем довоенном фильме «Последний табор»).
Преподаватели института видели ее в амплуа молодой героини. Самой Л.Тарнавской были интересны роли самого разного плана в пьесах разных жанров: драмах, трагедиях и комедиях. В студенческих спектаклях она играла Джульетту и Офелию из трагедий В.Шекспира «Ромео и Джульетта» и «Гамлет», Жулию в пьесе Ж-Б.Мольера «Господин де Пурсоньяк», Амалию в «Разбойниках» Ф.Шиллера.
Дополнительной актерской школой было участие студентов в спектаклях киевских театров (в эпизодах и массовках), когда они имели возможность наблюдать за игрой прославленных корифеев сцены в непосредственной близости, из-за кулис, видеть, как они готовятся к выходу, как умеют общаться, держать паузу на сцене. Все это пополняло ее актерский багаж, который в будущем очень пригодился.
4 июля 1941 г. Л.Тарнавская получила диплом с отличием, ей была присвоена квалификация «Актриса драматического театра». К этому времени у нее за плечами были  два курса Киевской консерватории, где она училась параллельно на вокальном отделении и освоила игру на фортепьяно. Но радость девушки была омрачена. Ведь всего за две недели до этого 22 июня гитлеровцы вероломно напали на Советский Союз. В этот воскресный день ранним утром мирно спящий Киев подвергся бомбардировке фашистской авиации, а в полдень по радио сообщили, что началась война.
«И в вечность канул день вчерашний».

По дорогам войны
Фашистская армия стремительно приближалась к Киеву. Город мужественно защищали бойцы Красной Армии. Встретив отчаянное сопротивление, гитлеровцы решили окружить Киев. Эвакуироваться было крайне сложно. Тысячи и тысячи людей осаждали идущие на восток поезда.
Вражеское кольцо сжималось все сильнее. Теряя надежду выбраться из города, в который вот-вот войдут фашисты, и зная об их зверствах, особенно по отношению к евреям, Любочка с больной мамой и сестрой приготовились свести счеты с жизнью, чтобы не попасть живыми в руки оккупантов.
Но судьба распорядилась иначе. Буквально в последний момент их взяли в проходившую по Подолу машину, покидавшую уже почти окруженный город, - практически без вещей (успели только захватить документы и узелок с самым необходимым) и вывезли через непрестанно бомбившуюся переправу на Левобережную Украину. Здесь им удалось попасть на поезд, который вез эвакуируемых людей за Урал.
Дорога была опасной, долгой и голодной. Когда через месяц приехали в Ташкент, Любочка кинулась искать работу: жить было не на что. Она осознавала, что найти какое-то место по своей профессии вряд ли удастся. Согласна была на любую работу. Пошла зарегистрироваться в военкомат.

И здесь выяснилось, что из числа оказавшихся в эвакуации артистов набираются фронтовые концертные бригады. Вопреки известной поговорке, музы, когда говорили пушки, не молчали. Л.Тарнавская была мобилизована как солистка во фронтовой ансамбль 18-й стрелковой бригады НКВД, полевая почта 11203 стала ее адресом почти на 4 года.
«Наш ансамбль ездил по воинским частям, - вспоминала Л.Тарнавская. – Концерты давали днем и ночью для частей, которые должны уйти на фронт, и для раненых, привезенных с фронта. Сценической площадкой были кузовы грузовиков, лесные полянки, госпитали. Вместе с воинскими частями входили в освобождаемые ими Львов, Люблин, Варшаву и двигались далее на запад. Поездить пришлось много. Концерты давали в любых условиях. Раздавались выстрелы, бывали бомбежки и артобстрелы. Но солдаты оставались на своих местах. Они со слезами на глазах слушали песни «В землянке», «Синий платочек», «Огонек», «В лесу прифронтовом», «Смуглянка», отрывок из баллады В.Катаева «Мария», стихи К.Симонова, сцены из пьесы А.Корнейчука «Фронт». Эти концерты были для бойцов каплей радости, теплоты, оптимизма, вселяли веру в победу, за которую они воевали и побеждали».
Конечно, опыт, приобретенный во фронтовом ансамбле, впечатления военных лет не прошли бесследно – все это, став режиссером, Любовь Авраамовна в трансформированном виде воплотила в поставленных ею спектаклях, посвященных событиям Великой Отечественной войны, которые глубоко волновали зрителей.
Л.Тарнавская была удостоена боевых наград, о которых из-за ее скромности мало кто знал. Надевала их только в День Победы. Сразу после окончания войны в 1945 г. она демобилизовалась и была переведена солисткой в ансамбль песни и танца под руководством Лидии Чернышовой (впоследствии народной артистки СССР, создательницы, художественного руководителя и балетмейстера Государственного ансамбля танца КазССР), где проработала около года. Л.Чернышова по-матерински опекала свою молоденькую солистку и одобряла ее желание наконец-то обрести стабильность в жизни, постоянное жилье и работу.
Мне довелось быть случайным свидетелем их неожиданной встречи почти через 20 лет, когда летом 1963 г. Л.Чернышова вместе с ансамблем приехала на гастроли в Балхаш.
Не зная, что ансамбль репетирует на сцене, мы с Л.А.Тарнавской направились за кулисы, в костюмерную ДК металлургов и пошли по коридору к входу на сцену. Вдруг дверь открылась, и в коридор вышла немолодая, худощавая женщина со строгим лицом и сигаретой в руке. Взглянув на Л.А.Тарнавскую, она удивленно остановилась, Любовь Авраамовна – тоже. А потом они медленно, как бы не веря в происходящее, пошли навстречу друг другу, обнялись и какое-то время стояли молча, только слезы заблестели на глазах обеих. Конечно, начались расспросы: где? как? воспоминания о пройденных вместе дорогах.

 

Балхашский период
«Этот маленький, но прекрасный город Балхаш – поистине светлый луч в моей творческой деятельности», - писала в одном из писем Л.А.Тарнавская. Но жизни и работе в Балхаше предшествовали несколько трудных послевоенных лет. Когда ее мама и сестра вернулись из эвакуации, красавец Киев был неузнаваем – сплошные руины. Ни обустроенного жилья, ни работы.
После войны Любочку разыскал бывший однокурсник Лев Евсеевич Креймер. Он тоже прошел всю войну в передовых частях, был переводчиком с немецкого, заслужил боевые награды. В институте Л.Тарнавской казалось, что красивый и статный Л.Креймер не обращает на нее внимания, а теперь выяснилось, что все годы он помнил о ней, души у них родственные и что они нужны друг другу. Создав семью, молодожены переехали жить на родину мужа в Винницу, которая не так пострадала от войны, как Киев. Здесь они были приняты на работу в драматический ансамбль Винницкой госфилармонии. Коллектив много гастролировал по городам и селам области. Со временем у Л.Тарнавской родился сын Роман, а потом и второй – Эдуард. Оставлять малышей дома было не с кем, приходилось брать их с собой на работу, на выездные спектакли. «Душа разрывалась, когда играешь на сцене, а за кулисами слышен плач твоего маленького ребенка»,- вспоминала Л.Тарнавская. Такая работа изматывала. Остро встала проблема: семья и дети – или сцена.
В 1952 г. после окончания Московского института цветных металлов в Балхаш по распределению приехал на работу двоюродный брат Л.Креймера. Ознакомившись с городом, он понял, что здесь Л.Тарнавской с мужем широкий простор для приложения их сил и творческих способностей в только открывшемся ДК металлургов и в клубе прокатчиков завода ОЦМ. Люди тянулись в художественную самодеятельность, а квалифицированных руководителей не хватало.
По приглашению городского отдела культуры Л.А.Тарнавская с мужем и детьми приехала в Балхаш. Ей гарантировалась работа и квартира. В клубе прокатчиков она создала 4-голосый хор из 100 человек, который становился неизменным победителем на областных и республиканских олимпиадах (так в те годы было принято называть смотры художественной самодеятельности), работала с вокальными группами и солистами. Дворец культуры металлургов поразил ее своей технической оснащенностью: сцена с поворотным кругом, осветительная аппаратура, дающая возможность создавать впечатляющие сценические эффекты. Здесь ей предложили возглавить детский драматический коллектив, с которым она поставила два многоактных спектакля-сказки «Приключения Чиполлино» и «Волшебная лампа Аладдина». Они отличались увлекательностью и богатством режиссерской фантазии.
Тяга Л.А.Тарнавской к театру проявилась и в клубе прокатчиков. Здесь уже с взрослыми участниками она поставила комедию Ж-Б.Мольера «Плутни Скапена». Хотя сцена в клубе маленькая и невысокая, режиссер сумела разместить на ней 2-этажные декорации, имитировать на заднем плане плавающие по морю лодки с людьми – словом, дала волю своей фантазии. Спектакль удался на славу. На каждом представлении небольшой зрительный зал клуба всего на 250 мест заполнялся до отказа. Балхашцы стремились обязательно посмотреть «Плутни Скапена», горожане говорили о спектакле, обменивались мнениями. Знатоки и любители театра с удовлетворением отмечали, что в Балхаше есть молодой, талантливый режиссер.
Премьера спектакля «Плутни Скапена» в 1958 г. совпала с периодом, когда – в духе наступившего времени – возникла идея путем слияния двух драмкружков – ДК металлургов и клуба прокатчиков – создать единый коллектив, который смог бы претендовать на звание народного театра. Для этого требовалось представить постановки трех многоактных спектаклей.
Два уже было: «Васса Железнова» в ДК металлургов и «Плутни Скапена» в клубе прокатчиков. Необходима была постановка третьего – совместного, режиссером которого, как и в целом объединенного коллектива, была назначена Л.А.Тарнавская.
Несмотря на благую цель, объединение двух разных коллективов натолкнулось на неприятие отдельных участников, особенно в ДК металлургов. Но Л.А.Тарнавскую поддержало руководство недавно образованного Балхашского горно-металлургического комбината. Для постановки она выбрала героическую драму А.Салынского «Барабанщица». На роли в спектакле были взяты участники из обоих коллективов, кто, по мнению режиссера, более всего подходил для персонажей, которых им предстояло сыграть. Особую смелость и прозорливость проявила режиссер, когда роль главной героини Нилы Снижко поручила молоденькой работнице узла связи Инне Инякиной. В коллективе ДК металлургов она играла маленькие эпизодические роли, но Любовь Авраамовна рассмотрела в ней потенциальные возможности, позволившие ярко раскрыться ее дарованию при создании образа своей ровесницы (в большинстве театров Советского Союза, где шла «Барабанщица», эту роль поручали ведущим актрисам, как правило, уже не молодым, а подчас и довольно полным, что никак не шло на пользу образу главной героини спектакля).
Премьера «Барабанщицы» в 1959 г. – от исполнителей ролей до декораций и музыки – оправдала самые лучшие ожидания. Зрительский прием был прекрасным. «Барабанщица» стала достойным венцом триады спектаклей, выдвинутых на присвоение коллективу звания народного театра. И это почетное звание было присвоено «Казсовпрофом» в 1960 г.
Тем временем Л.А.Тарнавская начала работать над постановкой новой пьесы – драмы финской писательницы Х.Вуолийоки «Юстина». Роли уже были распределены, но Любовь Авраамовна не видела в исполнительнице Юстины образа, который рисовался в ее режиссерском воображении.
Однажды, стоя в очереди в гастрономе напротив ДК металлургов, она вдруг обратила внимание на молодую женщину, которая показалась ей идеальным воплощением героини пьесы: стройная, с гладко зачесанными и уложенными на затылке русыми волосами, строгим правильным профилем и большими серо-голубыми глазами – от нее так и веяло неяркой северной красотой. Л.А.Тарнавская заговорила с незнакомкой и выяснила, что та вместе с мужем после окончания института в Алма-Ате приехала по направлению работать в Балхаш, живет недалеко от Дворца культуры, театр очень любит, но сама на сцене не играла. Любовь Авраамовна пригласила ее в коллектив – так в народном театре оказалась исполнительница главной роли в спектакле «Юстина» Ольга Резнякова. И на этот раз выбор режиссера оказался безошибочным. Премьера прошла с большим и заслуженным успехом, подтвердившим: театр в городе есть!
Для постановки новых спектаклей Л.А.Тарнавская подбирала пьесы очень вдумчиво и тщательно. Воспитанная на традициях украинского театра с его открытой эмоциональностью, рельефными характерами и глубокими чувствами героев, как правило, с проникновенной музыкой, она стремилась такие же качества воплотить в своих постановках. При этом искала пьесы с непохожими темами и сюжетами. Так в репертуаре народного театра появилась лирическая пьеса В.Пановой «Проводы белых ночей», затем приключенческий спектакль «Сержант милиции» И.Лазутина. Зрители с нетерпением ждали каждую новую премьеру. Многих самодеятельных артистов балхашцы знали в лицо, их огромные фотопортреты в ролях выставлялись в оконных витринах магазинов. Зная неизбывный зрительский интерес к комедийным спектаклям, народный театр в 1961г. поставил «Стряпуху» А.Софронова. В работе над этой комедией в качестве режиссера участвовал Л.Е.   Креймер. Он всегда тяготел к юмористическим, комедийным сценам, и здесь для него открылась благодатная возможность вволю проявить свою выдумку, чтобы создать атмосферу веселья и дать зрителю возможность от души посмеяться.
Следующий спектакль «Остров Афродиты» по пьесе греческого поэта и драматурга А.Парниса наоборот отличался напряженностью драматической ситуации на фоне контрастирующего с ней безмятежного пейзажа острова Кипр. Словесная дуэль двух матерей: английской (Д.Орлова) и греческой (Г.Хаит) – достигала высокого накала и не могла не взволновать зрителей. Психологической глубиной отличались и другие исполнители, особенно В.Берчатов в роли полковника Китса. Смотревшие спектакль всерьез говорили о том, не сменить ли ему профессию врача на драматического артиста.
Год за годом народный театр под руководством Л.А.Тарнавской не только расширял свой репертуар. Его участники обретали и совершенствовали свое сценическое мастерство, росла популярность коллектива не только в городе, но и в области: народный театр неоднократно выезжал со спектаклями в Караганду, где выступал на главной сцене областного центра во Дворце культуры горняков.
Осенью 1962 г. в ДК металлургов пришло приглашение коллективу участвовать в первом республиканском смотре народных театров в Алма-Ате - большом празднике самодеятельного искусства, который одновременно являлся ответственным творческим экзаменом. Для показа на столичной сцене был отобран спектакль «Юстина».
Выступление в декабре 1962г. на сцене столичного ТЮЗа принесло народному театру заслуженную победу – на закрытии смотра режиссеру Л.А.Тарнавской был вручен диплом первой степени и отмечена прекрасная актерская игра участников коллектива. А впереди народный театр ждала новая, еще более высокая вершина, о которой он пока даже не догадывался.
Ею оказалась престижная сцена Кремлевского театра в Москве, куда балхашский коллектив был приглашен для выступления в сезоне 1963-1964г.
Л. А.Тарнавская понимала, что ехать в столицу с одним из уже имеющихся в репертуаре спектаклей – значит, невольно соперничать с прославленными театрами Москвы, в которых играли известные всей стране артисты: «Барабанщица» была в репертуаре ЦТСА, «Стряпуха» - в театре имени Е.Вахтангова, «Остров Афродиты» - в Малом театре. Она была убеждена: нужен не знакомый московским зрителям спектакль о Казахстане. Немало дней, а подчас и бессонных ночей провела она за чтением книг и пьес казахстанских авторов, в раздумьях, какой должна быть новая постановка. Выбор ее пал на пьесу З.Шашкина и М. Гольдблата «Степное зарево» о событиях в городе Верном (Алма-Ате) в 1918-19г.
Пьеса коллективу театра понравилась, но были опасения: справимся ли, осилим ли такой обширный драматургический материал: много действующих лиц, массовые сцены, место действия часто меняется. Да и не на все роли виделись исполнители. Но Л. А. Тарнавская заражала всех своей уверенностью, что именно такой спектакль из истории Казахстана, с местным колоритом необходим для показа в Москве. Новой работе народного театра уделяло внимание руководство БГМК и города. После напряженных поисков на роль главного героя Токаша Бокина был приглашен секретарь горкома комсомола Г.П.Юрченко, на роль семиреченского казака-революционера Березовского – зав. отделом пропаганды и агитации горкома партии В.А.Сапрыкин. На роли персонажей-казахов Л.А.Тарнавская пригласила работавших на БГМК молодых специалистов Р.Мухамедиева, Е.Малтабарова, А.Бейсенбаева, А.Рахимбаева.
Все эти люди раньше никогда не играли на сцене, режиссер без устали репетировала с ними. Ведь от того, насколько хорошо новички, впрочем, как и весь коллектив справятся со своими ролями, насколько слаженным будет актерский ансамбль, зависит художественный уровень спектакля.
Но не только! Декорации и музыка – им Л.А.Тарнавская всегда придавала особое значение. Вместе с директором ДК металлургов В. Морозовым для оформления спектакля были приглашены из Алма-Аты художник Э.Черномский и композитор Б.Ерзакович – авторитетный знаток казахской фольклорной музыки.
В июне 1963 г. состоялась долгожданная премьера «Степного зарева». Масштабность этого спектакля была невиданной для самодеятельной сцены. Зрительный зал был переполнен. А вердикт приглашенных из столицы и области специалистов - однозначным: спектакль «Степное зарево» достоин представлять в Москве самодеятельное искусство не только Балхаша, но и всего Казахстана.
При этом были высказаны пожелания о доработке спектакля, чтобы он соответствовал театральным традициям Москвы. Именно этим Л.А.Тарнавская занялась в оставшееся до поездки время. Одновременно шли репетиции спектакля «Смертный приговор» И.Соболева, премьера которого была показана в ноябре 1963 г. Первое действие происходило в начале Великой Отечественной войны, во втором - события развивались уже в наши дни. Зрители отзывались о нем как о потрясающем спектакле, заставлявшем и смеяться временами, и замирать сердце, и плакать. Впечатление от прекрасной игры самодеятельных артистов усиливалось замечательной музыкой в исполнении сопровождавшего спектакль оркестра. Звучали фрагменты из 7-й Ленинградской симфонии Д.Шостаковича, а лирическую сцену в партизанском лесу сопровождала мелодия песни Г. Петербуржского «Синий платочек». Поскольку оркестр репетировал отдельно и мог играть только на последних репетициях перед премьерой и на спектаклях, на обычных рабочих репетициях Любовь Авраамовна для создания участникам необходимого настроения сама чистым, приятным голосом напевала «Синий платочек». Тогда-то мне и довелось услышать как прекрасно и проникновенно поет бывшая солистка фронтового ансамбля.
4 марта 1964г. коллектив Балхашского народного театра ДК металлургов, руководимый Л.А.Тарнавской, показал поставленный ею спектакль «Степное зарево» на сцене Кремлевского театра в Москве. Это была поистине сияющая вершина, которую успешно покорил самодеятельный коллектив во главе с режиссером. Л.А.Тарнавскую пригласили выступить по Всесоюзному радио, о народном театре писали центральные газеты «Советская культура» и «Труд», отметившие историческую достоверность и этнографическую точность спектакля «Степное зарево».
  После победного возвращения из Москвы сразу стали говорить, что Л.А.Тарнавскую, конечно же, пригласят работать в Алма-Ату, что вскоре и произошло. Но Любовь Авраамовна не из тех людей, кто любит почивать на лаврах. Успех на Кремлевской сцене она сама рассматривала как обязанность работать дальше, не снижая планки. И одним из важнейших направлений в своей работе считала обучение молодежи, подготовку творческой смены. Поэтому для следующей постановки на балхашской сцене она выбрала пьесу А.Школьника «Человек ищет счастье» о жизни подростков в детском доме, о родителях, среди которых есть и бросившие своих детей, и те, кто продолжает их искать в казалось бы безнадежной ситуации. Такой спектакль не мог оставить зрителей равнодушными. Премьера «Человек ищет счастье» состоялась осенью 1964 г. и имела в Балхаше широкий общественный резонанс.

Неустанная тяга к новому, к поиску интересного драматургического материала, дающего простор для режиссерской фантазии и увлекательного общения со зрителями, привлекла внимание Л.А.Тарнавской к пьесе И.Штока «Божественная комедия». Шла она только в Театре кукол С.Образцова в Москве и еще не была показана по телевидению. Любовь Авраамовна рискнула поставить спектакль на обычной сцене, где вместо кукол-марионеток роли мифологических персонажей: Адама, Евы, ангелов, змея-искусителя – будут играть самодеятельные артисты. Остроумный текст и множество режиссерских находок позволили создать на сцене веселую атмосферу, не лишенную остроты сатирического звучания и поучительности.
На репетиции часто приходил Л.Е.Креймер (он в этот период начал работать режиссером в только открывшейся балхашской студии телевидения). Хотя Л.А.Тарнавская сама обладала прекрасным чувством юмора, но в комедийном жанре авторитетом для нее всегда оставался муж, к советам которого она прислушивалась, ценила предлагаемые им сценические находки и, как правило, использовала их.
Спектаклем «Божественная комедия», премьера которого успешно прошла в начале 1965 г., Л.А.Тарнавская фактически простилась с Балхашом. Имя ее стало известным в Казахстане, а режиссерский авторитет закрепила изданная в 1965г. в Алма-Ате двухтысячным тиражом брошюра Г.Смирнова «Рожденный жизнью (из опыта работы народного самодеятельного театра Дворца культуры металлургов г. Балхаша Карагандинской области)», экземпляр которой хранится в Балхашском городском музее.
Л.А.Тарнавской предложили работу режиссера литературно-художественных передач республиканского радио, а также оказавшееся вакантным место режиссера народного театра в ДК железнодорожников в Алма-Ате. Вместе с работой предоставлялась квартира. Разумеется, для одаренного творческого человека, каким была Любовь Авраамовна, работа в столице открывала новые творческие горизонты.
Алма-Атинские встречи
Жизнь и работа на новом месте, конечно, отличались от балхашской, хотя не все для Л.А.Тарнавской в Алма-Ате оказалось ей по душе. Работа в народном театре не приносила ей того творческого удовлетворения, которое она испытывала в Балхаше с коллективом, фактически взращенным и воспитанным ею. «Не чувствуется той любви к искусству, той одержимости театром, которую я видела в Балхаше»,- говорила Любовь Авраамовна об алма-атинском коллективе. И хотя поставленные ею там спектакли по-прежнему отличались высоким режиссерским уровнем, особой радости она не испытывала, и когда ей нашлась замена на эту должность, без сожаления рассталась с самодеятельным народным театром, продолжив трудиться только на радио. Здесь она работала с профессиональными артистами, которые видели в ней талантливого, широко эрудированного специалиста, постоянно ищущего и находящего не шаблонные решения. Она умела вызвать особый душевный подъем и, как результат, яркое эмоциональное звучание. Подготовленные ею литературно-драматические передачи отличались особой проникновенностью, способностью удерживать внимание слушателей, вызывать их искреннее сопереживание героям. Они дали возможность встречаться и работать со многими известными артистами Алма-Аты и Казахстана, прославленными мастерами театрального искусства республики. Немало записей передач режиссера Л.А.Тарнавской хранится в архиве республиканского радио Казахстана. Жизнь в столице подарила ей и подчас неожиданные, но очень памятные встречи.
Когда в столицу Казахстана в 1967г. приехал на гастроли из Ленинграда знаменитый БДТ под управлением Г.Г.Товстоногова (ныне этот театр носит имя великого режиссера), любители театрального искусства стремились попасть хотя бы на один спектакль коллектива, который по праву считался одним из лучших в Советском Союзе, а слава его перешагнула границы и разлетелась по всему миру.
Л. А.Тарнавской удалось побывать на открытии гастролей, где она увидела на сцене своего сокурсника по театральному институту Григория Гая. После спектакля пришла к нему за кулисы. Произошла очень трогательная и волнующая встреча. Любовь Авраамовна пригласила друга юности к себе домой на ужин. Испросив разрешения, Г.Гай пришел в гости со своими товарищами по театру Е.Копеляном и В.Стржельчиком. В течение гастролей Л.А.Тарнавская побывала на всех спектаклях БДТ, а после них нередко у нее дома до глубокой ночи были застолья (готовила Любовь Авраамовна прекрасно) и увлекательные беседы со знаменитыми артистами из Ленинграда.
Очень памятной была для Л.А.Тарнавской встреча с приехавшей на гастроли в Алма-Ату народной артисткой СССР Элиной Авраамовной Быстрицкой – незабываемой красавицей Аксиньей из фильма С.Герасимова «Тихий Дон» по роману М.А.Шолохова, игравшей в те годы в Московском Малом театре. Оказалось, что у них не только отчества одинаковые, но и в судьбах много похожего: обе киевлянки, закончили один и тот же институт, только Э.Быстрицкая – уже после войны, обе трудились во время войны  (Э.Быстрицкая девочкой-подростком была медсестрой в госпитале). Им было, что вспомнить и о чем поговорить. Л.А.Тарнавская записала на радио в проникновенном исполнении Э.Быстрицкой несколько произведений, в том числе, стихи о войне.
Более пятнадцати лет проработала Л.А.Тарнавская в Алма-Ате. Вскоре после достижения пенсионного возраста ушла на заслуженный отдых.
К слову, радио к этому времени утратило свое прежнее значение – главенствовать стало бурно развивающееся телевидение.

Австралия - Израиль

Перестроечный период в нашей стране вызвал волну эмиграции. Старший сын Л.А.Тарнавской выехал в Израиль. Муж, едва переступив 60-летний рубеж, внезапно умер от сердечного приступа дома, сидя в кресле с книгой в руках. Оставшись одна, Любовь Авраамовна решила переехать к детям и внукам. Конечно, в Израиле для нее все было чужим и непривычным. Пришлось приспосабливаться к новым условиям жизни и быта. Но закаленная судьбой, она была далека от мысли беспомощно опустить руки и впасть в отчаяние.
А вскоре понадобилась ее помощь и забота младшему сыну, который с родственниками жены оказался в Австралии. Кандидат технических наук, успешный бизнесмен, он по работе часто находился в разъездах и попросил маму пожить с его старшим сыном, который учился в Сиднее и жил отдельно от семьи. Любовь Авраамовна, для которой семья и дети всегда были важнейшими в жизни, вылетела в далекую Австралию. Здесь она жила, всецело посвятив себя старшему внуку. Однако когда он обрел самостоятельность, снова вернулась на землю обетованную и обосновалась в Иерусалиме.
Узнав о ней подробнее, власти Израиля назначили Л.А.Тарнавской, как участнице Великой Отечественной войны, достойную пенсию, предоставили в пожизненное пользование благоустроенную квартиру, ввели в состав художественного совета. Несмотря на преклонный возраст, она никогда не сидела без дела: находила посильную работу, готовила с добровольными помощниками музыкально-поэтические вечера, посвященные творчеству С.Есенина, К.Симонова и других любимых ею авторов, чье творчество и в далеком Израиле вызывало интерес. Старалась чаще бывать на концертах и спектаклях, особенно, гастролеров из стран бывшего Советского Союза.
Здесь также случались сюрпризы. Когда знаменитый эстрадный певец Эмиль Горовец на своем концерте в Иерусалиме увидел в первом ряду Л.А.Тарнавскую и, ошеломленный, узнал ее, он объявил зрителям, что в зале присутствует его сокурсница, любимица всей группы Любовь Тарнавская – сегодняшний концерт посвящается ей. Вдохновенное выступление певца продолжалось значительно дольше запланированного времени, сверх объявленной программы прозвучало более десяти популярных песен довоенных и военных лет. Восторгу счастливчиков, бывших на этом концерте, не было предела.
Внешне очень обаятельная, женственная, мягкая и дипломатичная, Л.А.Тарнавская обладала большой силой воли и стойким, мужественным характером. В возрасте 85 лет она оступилась, упала и сломала ногу. Около двух месяцев нога была в гипсе, после снятия которого ходить пришлось, опираясь на палочку. Так продолжалось несколько месяцев. Однажды придя к врачу, Л.А.Тарнавская спросила, долго ли ей еще ходить с палочкой. «Что вы хотите в вашем возрасте? – сказал доктор. – Теперь уже всю оставшуюся жизнь». Любовь Авраамовна встала, отбросила палочку в угол кабинета и хромая – но без палочки! – вышла от врача. Вскоре хромота была уже не заметна.
До последних дней она сохраняла остроту и ясность мышления, четкость речи. Голос звучал чисто и звонко, внешне всегда ухоженная и элегантно, со вкусом одетая. Ее не стало на девяностом году жизни. Похоронена Л.А.Тарнавская в Иерусалиме.
Уехав из Балхаша, она всегда продолжала интересоваться жизнью нашего города, поддерживала связь со знакомыми балхашцами, особенно с бывшими участниками народного театра. В 1980 году, когда исполнялось 20 лет со дня присвоения театру звания народного, она приехала из Алма-Аты на торжественный вечер, посвященный этому событию. Приглашенная на сцену, она прошла туда легкой, энергичной и стремительной походкой (а ведь ей уже было за 60!) под бурные аплодисменты и восхищенные взгляды переполненного зала.
К ней запросто, как к родному человеку, можно было приехать в гости в Алма-Ату. Она всегда отвечала на письма, звонила по телефону. Приглашала к себе в гости в Иерусалим – древний город четырех религий, как она любила повторять. Свет ее яркой, талантливой жизни продолжает сиять для тех, кто общался с ней, знаком с ее творческими работами, самые значительные из которых связаны с Балхашом и по праву являются памятными страницами в истории нашего города.

Петр КУШНИРОВ.

6

http://s2.uploads.ru/t/DBSs7.jpg

http://s2.uploads.ru/t/aIhEW.jpg

http://s3.uploads.ru/t/FehTy.jpg

http://s2.uploads.ru/t/MvOpf.jpg

http://s2.uploads.ru/t/uSDVK.jpg

7

Как интересны судьбы людские! ЧИтаешь и думаешь, сколько может пережить один человек!

8

Содержание духовной жизни города Балхаша с годами изменилась. Раньше, как мы видим по сообщению выше, в народном театре преобладали русские авторы, на произведения которых ставились пьесы. Сейчас, я думаю, будет больше пьесы на произведения казахских авторов ставится- если народное творчество в Балхаше будет поддерживаться и дальше развиваться. К лучшему или к худшему? посмотрим...

9

А есть ли сейчас в Балхаше что-то подобное, кроме ансамбля Струсинской? Да и тот корнями уходит в то самое время - 60е года...

10

valja написал(а):

если народное творчество в Балхаше будет поддерживаться и дальше развиваться.

Вот тоже  это интересно. НАдо будет спросить у балхашских, как там с театром, есть то-то или нет.