Первый народный
Петр КУШНИРОВ
Среди событий, имен и дат, упоминаемых в связи с 75-летием нашего города, нельзя не рассказать об одной, которая бесспорно заслуживает внимания. Дата эта «золотая» - 50 лет назад в декабре 1962 года на Первом республиканском смотре народных театров в Алма-Ате Балхашский народный театр Дворца культуры металлургов был удостоен диплома 1-й степени. Весть об огромном всеказахстанском успехе нашего самодеятельного коллектива была у всех на устах. О нем писали газеты, сообщало радио. Но прошедшие годы отодвинули в тень, а потом и заслонили это важное событие в культурной жизни города, хотя оно имеет полное право храниться в памяти потомков, оставаться предметом гордости для балхашцев. Тем более, что победа в Алма-Ате стала первой высотой, восхождение на которую открыло путь к покорению новой, еще более высокой вершины и послужило мобилизующим и вдохновляющим примером для других коллективов художественной самодеятельности ДК металлургов: казахского народного театра, ансамбля песни и танца «Балхашские зори», ансамбля казахской песни «Сары-Арка», духового оркестра – на их пути к творческим достижениям.
Сегодня о судьбе первого в Балхаше народного театра рассказывает его бывший участник, а потом и режиссер, работавшей на рубеже 60-70-х годов заместителем директора, художественным руководителем и директором ДК металлургов, старожил города и ветеран труда Петр Елисеевич Кушниров.
Период времени в Советском Союзе с середины 50-х до середины 60-х годов прошлого века, который теперь принято скромно называть «хрущевской оттепелью», фактически можно было сравнить с повсеместной дружной весной, особенно в поэзии, литературе, кинематографе и театре. Встречи с поэтами собирали многотысячные стадионы, на экранах стало демонстрироваться немало фильмов из зарубежных стран, бурно начало развиваться отечественное кино, новые свежие веяния ощущались в музыке и на театральной сцене, первые, но смелые шаги делало телевидение. Все это пробудило к активной жизни массовое самодеятельное художественное творчество. Тогда-то впервые возникли народные коллективы. По определенному для них статусу, исполнительский уровень таких коллективов должен был соответствовать профессиональному.
Балхашцы не остались в стороне от этой бурлящей в стране культурной жизни, позволявшей людям самых разных профессий быть не только зрителями, но и на деле проявлять свою любовь и тягу к искусству, раскрывать свои подчас весьма яркие и самобытные способности, в том числе, на театральной сцене.
В каждом клубном учреждении нашего небольшого города были драматические кружки, ставившие не только отдельные сценки, одноактные пьесы, но и многоактные спектакли. Правда, ни один из них не располагал творческими возможностями, которые позволили бы ему бороться за звание народного, хотя многим балхашцам очень хотелось, чтобы в нашем городе был театр – пусть самодеятельный, но дающий возможность общаться со сценическим искусством. Ведь Балхаш заслуженно имел репутацию театрального города: около 15 лет здесь постоянно базировался Карагандинский областной русский драматический театр имени К.С.Станиславского, который нередко называли Балхашским, а зимой 1941-42 годов в нашем городе работал эвакуированный сюда всемирно известный Московский Камерный театр. Зрители тянулись к театральному искусству, а когда Карагандинский театр в 1952 году переехал на постоянную работу в областной центр, скучали без новых спектаклей на балхашской сцене. Эту нишу, хотя бы частично, мог бы занять самодеятельный народный театр.
Обстоятельства сложились так, что в 1958 году Коунрадский рудник, обогатительная фабрика, медьзавод, ТЭЦ и завод ОЦМ были объединены в Балхашский горно-металлургический комбинат (БГМК), за которым впоследствии прочно закрепился титул медного гиганта на Балхаше.
И тогда директору ДК металлургов В.К.Морозову (позднее заведующему городским отделом культуры) пришла мысль объединить под одной крышей драмколлективы ДК металлургов и клуба прокатчиков завода ОЦМ – ведь теперь оба культучреждения относились к БГМК. Положение о присвоении звания народного предусматривало, что коллектив-претендент должен представить на рассмотрение специальной комиссии поставленные за последние год-два 3 многоактных спектакля. Во Дворце в этот период состоялась премьера «Вассы Железновой» М.Горького в постановке режиссера М.А.Соколова, а в клубе прокатчиков - комедии Ж-Б. Мольера «Плутни Скапена» в постановке режиссера Л. А. Тарнавской. Необходим был третий совместный спектакль, для постановки которого во Дворец культуры из клуба прокатчиков была приглашена Л. А. Тарнавская.
Слияние двух коллективов с разными руководителями оказалось не безболезненным, но, как показало время, путь был выбран правильно, и в итоге он дал желанный результат.
Для постановки на сцене ДК металлургов Л. А.Тарнавская взяла героическую драму А. Салынского «Барабанщица». Пьеса шла по всему Советскому Союзу – от Москвы до периферийных театров. Но балхашская постановка не повторяла чужие работы и не подражала им. Впечатляющие декорации, которые уже при открытии занавеса вызывали аплодисменты зрителей, замечательная музыка в исполнении живого оркестра, сопровождавшего спектакль, интригующий сюжет. Но главное – исполнители ролей. Л.А.Тарнавской удалось подобрать их предельно удачно: и по возрасту, и по внешним данным, и по творческим возможностям.
Премьера «Барабанщицы» в 1959 г. произвела настоящий фурор. Некоторые зрители ходили смотреть спектакль по несколько раз, зал неизменно был полон и восторженно принимал новую работу самодеятельного коллектива. В городе заговорили: наконец-то в Балхаше снова есть театр!
Приглашенная из «Казсовпрофа» комиссия дала высокую оценку спектаклю и рекомендовала начать оформление документов на присвоение коллективу звания народного тетра.
А тем временем коллектив приступил к подготовке следующей премьеры – спектакля «Юстина» по пьесе финской писательницы Х. Вуолийоки. В 1960 г. в Балхаш из Алма-Аты пришло постановление о присвоении драматическому коллективу ДК металлургов звания народного театра (одному из первых в Казахстане).
Популярность коллектива в городе росла от спектакля к спектаклю.
В огромных стеклянных окнах-витринах гастронома напротив Дворца культуры выставлялись метровые фотопортреты участников театра в ролях. Репертуар отличался разнообразием и поистине профессиональным качеством постановок. Кроме «Барабанщицы» и «Юстины» за три года балхашцы увидели еще 4 премьеры: «Проводы белых ночей» В.Пановой, комедию А.Софронова «Стряпуха», «Сержант милиции» И. Лазутина и «Остров Афродиты» греческого поэта и драматурга А. Парниса.
Когда осенью 1962 года пришло сообщение о проведении 1-го Республиканского смотра народных театров, правлением ДК металлургов было решено представить на суд жюри спектакли «Барабанщица» и «Юстина». Но в Алма-Ату разрешалось везти только один спектакль.
Просмотрев работы коллектива в Балхаше, организаторы смотра рекомендовали для показа в столице «Юстину», так как «Барабанщица» шла на алма-атинской сцене и в нескольких областных театрах Казахстана, а «Юстина» не была знакома столичным зрителям. Правда, некоторых участников премьерного спектакля уже не оказалось в Балхаше, поэтому понадобился срочный ввод двух новых исполнителей, среди которых довелось оказаться мне.
И вот в декабре 1962 года коллектив народного театра вылетел в Алма-Ату (декорации были заблаговременно отправлены поездом). Выступать предстояло на сцене ТЮЗа. Незнакомая сцена (меньше нашей дворцовской), незнакомый зритель. В Алма-Ате было по-зимнему холодно, но праздничная атмосфера смотра все-таки согревала и ободряла.
В столицу на смотр были приглашены 5 коллективов: из Кокчетава, Кустаная, Целинограда, Усть-Каменогорска и Балхаша. Все, кроме нашего, из областных центров, где есть профессиональные театры, на помощь которых при необходимости они могли рассчитывать.
Наш спектакль шел в третий вечер смотра. Реакция взыскательных столичных зрителей, среди которых было немало профессионалов и знатоков театра, оказалась чуткой и доброжелательной.
На следующий день нас пригласили в студию республиканского радио, где спектакль «Юстина» был полностью записан на пленку. Позднее его неоднократно транслировали по радио под рубрикой «Театр у микрофона».
А еще через день в ТЮЗе состоялось торжественное подведение итогов смотра, где режиссеру Л. А. Тарнавской был вручен диплом 1-й степени. К новогодним праздникам коллектив народного театра вернулся домой в Балхаш в радостном и приподнятом настроении.
Победа в Алма-Ате заставила заговорить о Балхаше не только как о важном промышленном центре, но и как о городе с насыщенной, интересной культурной жизнью, где живут и трудятся разносторонне одаренные люди. Ведь на сцене народного театра талантливо играли труженики БГМК, предприятий и учреждений Балхаша: начальник цеха Г. Хаютин, инженеры О. Резнякова и В. Вайцекаускас, волочильщик В.Сторожко, техник узла связи И. Инякина, врач В. Берчатов, офицер запаса А.Клочков, культработники Д.Орлова, Г.Хаит, М. Хмуров, Ю.Петрова и люди других профессий.
В начале 1963 г. в Балхаше проездом оказался известный режиссер из Москвы. Увидев афишу народного театра, он решил побывать на спектакле. По привычке захватил с собой блокнот и ручку, чтобы делать пометки. Давали «Юстину». И как он потом признался, уже с первых минут спектакля забыл о блокноте и увлеченно, вместе со всеми зрителями следил и переживал за происходящим на сцене. А после спектакля пришел за кулисы, чтобы поблагодарить режиссера и всех участников и сказать, что такой талантливый коллектив должны увидеть в Москве. Готовьтесь!
И довольно скоро из Москвы пришло официальное извещение, что выступление Балхашского народного театра включено в план Кремлевского театра в сезоне 1963-64 г. Выступление на его сцене являлось самым высоким поощрением для любого творческого коллектива.
Режиссер Л. А. Тарнавская понимала, что показ в Москве «Барабанщицы» (она шла в двух столичных театрах) или «Юстины» (которая тоже была в репертуаре одного из московских театров) невольно вызовет сравнения и не позволит в достаточной мере увидеть самобытность Балхашского народного театра. Она была убеждена, что коллектив из Казахстана должен показать пьесу из жизни своей республики, ее истории. Эту убежденность режиссера разделяли и участники театра.
После интенсивных поисков выбор пал на пьесу З.Шашкина и М. Гольдблата «Степное зарево» о революционных событиях в городе Верном (Алма-Ате) в 1918-19 годах. Драматургический материал оказался весьма объемным: много действующих лиц, частое чередование эпизодов, требующее соответствующих смен декораций, массовые сцены.
Работа над спектаклем была очень напряженной. Зная, что он ориентирован на ответственный показ в Москве, для его оформления руководство ДК металлургов пригласило из Алма-Аты художника Э. Черномского и композитора Б. Ерзаковича – профессора консерватории, знатока фольклорной музыки.
Коллектив народного театра репетировал с большим энтузиазмом. На некоторые роли персонажей-казахов Л. А.Тарнавская пригласила работавших на БГМК молодых специалистов Р. Мухамедиева, Е. Малтабарова, А. Бейсембаева, А. Рахимбаева. Они же одновременно стали консультантами по казахским народным традициям и обычаям, а впоследствии составили ядро созданного в ДК металлургов казахского народного театра.
Премьера «Степного зарева» в июне 1963 г. была воспринята зрителями с большим интересом. Приглашенная из Алма-Аты комиссия одобрила новую работу коллектива и признала, что спектакль достоин представлять в столице Советского Союза не только самодеятельное искусство города металлургов Балхаша, но и в целом Казахстана.
Первый шаг был сделан успешно. Но предстояли определенные доработки, чтобы спектакль смог соответствовать театральным традициям Москвы. К примеру, первоначальная постановка в Балхаше была с двумя антрактами и длилась более 4-х часов. Такая продолжительность для московских зрителей мало удобна, и не учитывать этого было нельзя. Поэтому возникла необходимость сократить некоторые эпизоды, разумеется, без ущерба для сюжета и художественного замысла спектакля, ускорить техническую смену декораций, благодаря чему сократить вынужденные паузы, которые заполнялись звучанием тематической музыки, и оставить только один антракт.
С учетом этих задач, работа над «Степным заревом» продолжилась. Для доработки оформления спектакля из Караганды был приглашен талантливый театральный художник В. Лейферт, который предложил оригинальное решение декораций, которые выглядели лаконично, но выразительно, и стали более мобильными и удобными при их перемене.
После летних отпусков начались репетиции нового спектакля «Смертный приговор» И.Соболева, премьера которого с большим успехом состоялась в ноябре 1963г.
Выступление в Москве было назначено на начало марта 1964г. В конце февраля коллектив народного театра через Караганду вылетел в Москву. Город жил этим событием: торжественные проводы, напутственные стихи и пожелания, приподнятое настроение и волнение участников, гордость балхашских любителей театра за своих земляков.
В Москве повсюду можно было увидеть афиши нашего спектакля (одна из них хранится в Балхашском городском музее). Коллективу была предоставлена возможность провести репетицию на сцене Кремлевского театра, который располагался под одной крышей с рабочими кабинетами руководства СССР в Кремле. Делегация народного театра побывала в Звездном городке, дома у первой женщины-космонавта В.В.Терешковой и ее мужа А.Николаева, пригласила их на спектакль.
В сопровождавший «Степное зарево» оркестр под управлением преподавателя Балхашской музыкальной школы А.А.Шпенглера для большей полноты и красоты звучания были приглашены инструменталисты из оркестра Большого театра СССР (две скрипки, виолончель и гобой), а для участия в массовых сценах задействовали студентов театральных вузов Москвы.
Выступление в Кремле состоялось 4 марта 1964 г. В зале – аншлаг. Среди зрителей много представителей театральной Москвы. Но были и наши земляки – два инженера БГМК, которые в эти дни оказались в командировке в Москве и пришли «поболеть» за свой театр. Ровно в 7 часов вечера, под перезвон курантов на Спасской башне, который был слышен внутри находившегося рядом Кремлевского театра, открылся занавес.
Спектакль прошел на едином дыхании и вызвал горячий зрительский прием. На следующий день, когда состоялось обсуждение с участием режиссеров московских театров, были отмечены выбор темы «Степного зарева», точный национально-этнографический колорит спектакля, эмоциональная, искренняя игра самодеятельных артистов, а в целом – прекрасная работа режиссера Л.А.Тарнавской. Ее пригласили рассказать о коллективе и своей работе с ним по Всесоюзному радио.
Об успешном выступлении балхашцев в Кремле сообщили газеты «Советская культура» и «Труд», а фотографии сцен из «Степного зарева» были опубликованы в журналах «Театр» и «Театральная жизнь».
Еще один спектакль был показан московским коллегам-металлургам 9 марта на сцене Дворца культуры завода «Серп и Молот».
Окрыленный успехом и радушным приемом в Москве возвратился коллектив Балхашского народного театра в родной город, где по возвращении при переполненном зале был показан отчетный спектакль «Степное зарево».
P.S. В 1985 году русский народный театр (как он стал называться после создания в ДК металлургов в 1965-66 г. казахского народного театра) отметил свое 25-летие премьерой комедии Ж-Б.Мольера «Плутни Скапена».
Постановка этой пьесы на сцене клуба прокатчиков была одним из первых шагов по созданию в Балхаше народного театра. На этот раз классическая комедия была поставлена на другой сцене – в ДК металлургов, другим режиссером, в других декорациях, с другой музыкой и, конечно же, с другими исполнителями, большинство из которых были моложе театра и предыдущей постановки просто не могли видеть. Новый спектакль «Плутни Скапена» оказался последним ярким событием в судьбе русского народного театра. Премьера прошла с заслуженным успехом, газета «Балхашский рабочий» поместила одобрительную рецензию с фотографией главных действующих лиц.
Конечно, за четверть века в жизни народного театра были и досадные простои, и новые достижения. Трижды он завоевывал победы на областных смотрах, получил звание лауреата на республиканском смотре в Целинограде в 1977 г. Но к сожалению, этому самодеятельному коллективу все меньше уделялось внимания руководством ДК металлургов и, как следствие, БГМК и города. Прекратилась работа над актерским мастерством участников, по воспитанию новой творческой смены. Постепенно коллектив утрачивал свою прежнюю сплоченность и стабильность, преемственность традиций. К концу 80-х годов русский народный театр фактически ушел в небытие и теперь уже почти незаметно для города перестал существовать.
Однако творческие достижения Балхашского народного театра в первой половине 60-х годов, которые оказались самыми яркими, значительными и весомыми в его творческой биографии, по праву стали достоянием культурной жизни Балхаша, неотъемлемой частью интересной истории нашего города, которую нельзя забывать.
Петр КУШНИРОВ.