Бессменный руководитель известного шоу-балета «Натали» Наталья Сиберга отметила 25-летие своей творческой деятельности. На праздник был приглашен и корреспондент «Вести Сегодня». А после праздника мы вместе с Натальей стали разбирать старые фотографии из ее личного альбома…
— Уже в 4 года я пыталась танцевать, как настоящая балерина. У меня все начиналось с обыкновенных матерчатых тапочек, в которые были вставлены поролоновые кусочки от мочалки. Потому что пуанты были большой роскошью.
А пачку мама мне сшила из самой обыкновенной марли, которую она покрасила в желтый цвет пищевой краской. Отец сделал корону, усыпанную блестками. Как сейчас помню, он разбил елочную игрушку на мелкие кусочки, которые и посадил "на клей". И вскоре на голове у Звездочки (я так мечтала ею стать!) засияло настоящее произведение искусства.
Мы тогда жили в Казахстане, в городе Балхаш, на берегу одноименного озера, которое уникально тем, что оно наполовину пресное, а наполовину соленое. Когда я еще даже не умела ходить, я неожиданно встала на полупальцы и побежала. Увидев это, мой дед сказал: "Она будет балериной!" Так и была предопределена моя судьба. Вскоре меня отдали в единственную в городе балетную школу.
Позже я поступила в филиал Алма–атинского хореографического училища и попала в танцевальный коллектив "Балхашские зори", который существовал при Доме культуры медеплавильного комбината. В нашем классе учились представители самых разных национальностей: немцы, корейцы, много было китайцев. Одну мою подружку звали Лия О.
Балхаш был невероятно многонациональным городом. Я впитала в себя самые разные культуры. Среди моих друзей были узбеки и уйгуры, а невдалеке казахи ставили свои юрты. Моими педагогами по танцам были украинцы.
Вот почему в "Натали" мы исполняем столь разнообразные танцевальные номера. Для меня это вовсе не какая–то экзотика, а некое возвращение в мои детство и юность. Когда мы танцуем "Краковяк" и "Польку", рижские украинцы все удивляются, откуда я все это знаю.
Тетя Роза на втором этаже всех угощала настоящим узбекским пловом. Корейцы делали панчу — маринованную рыбу с красным перцем и капустой. А немцы пекли вкуснейший штрудель и угощали всех аппетитными колбасами. Сегодня я даже запах чувствую этого города. Вкус озерной воды, стройные липовые аллеи, цветущие полынью степи…
В составе "Балхашских зорь" я объездила весь Советский Союз. Казахстан, Узбекистан, Сибирь, Ленинград, Москва. Мы были желанными гостями на всех фестивалях и праздниках. Затем я поступила в ленинградский Институт культуры имени Крупской на народное отделение хореографического факультета к прекрасным педагогам, ученикам самой Вагановой.
Во время учебы мы, студенты, постоянно подрабатывали на "Ленфильме". Мне даже удалось попасть в знаменитую картину "Летучая мышь" с Юрием Соломиным, Людмилой Максаковой и Ларисой Удовиченко. Сначала мы стояли в русских сарафанах, потом нас нарядили барышнями с веерами. Кроме того, в Ленинграде я даже участвовала в шоу–ревю у Эмиля Кио!
После института Крупской у меня было прекрасное распределение — я должна была поехать на Гатчину. Там ведь знаменитый Гатчинский дворец, расположенный на берегу Серебряного озера. Но тут у меня случилась большая любовь с курсантом военного училища ПВО, где мы помогали ребятам освоить вальс. Парень был из Риги, так я и оказалась в Латвии.
— Вот у вас откуда такая необычная "латышская" фамилия!
— Нет, мне ее подарил последний муж. Его исторические корни потерялись где–то в Швеции, хотя его дедушка жил в Эстонии. До сих пор никто не может понять, что означает "Сиберга". Но поскольку все говорят, что "берг" — это "гора", то на русский мою фамилию условно можно перевести как Синегорова, — рассмеялась Наталья. И продолжила свой рассказ:
— В Риге я поступила в ансамбль песни и пляски ПрибВО, с которым объездила уже всю Латвию, Литву и Эстонию, заглянула даже в самые отдаленные гарнизоны. А потом прошла по конкурсу в варьете, набор в который объявило Рижское эстрадно–концертное объединение.
И уже вскоре я начала выступать в "Туристе", в "Даугаве". Мы исполняли латиноамериканские танцы, но особенно мне нравились модерновые, а также джазовые и классические вещи.
В то время Лайма Вайкуле тоже работала в нашем объединении. Мы вместе ездили на гастроли. Выступали в московском "Хаммер–центре", в Ленинграде. А дома нас всех собирали на профсоюзные собрания.
Всех сгоняли под "галочку". Важную роль в нашем воспитании играл Музей красных латышских стрелков, а особенно Дом политпросвещения (ныне это Дом конгрессов), в котором каждый вторник нам читали лекции о международном положении. Мы все спали друг у друга на плече.
Когда после развала Союза нас всех разогнали, наступил момент самостоятельного плавания. Нужно было что–то делать… И я уехала в Америку по программе культурного обмена. В штате Небраска я жила у одной балерины итальянского происхождения.
С ее помощью мне удалось побывать во многих балетным школах и различных детских учреждениях. Я даже изучила, как танцуют афроамериканцы, узнала, что такое японские и китайские танцы, посмотрела, как ставят программы в "Канзас–сити".
Вернувшись в Ригу, я тут же попала в Ломоносовскую гимназию, где начала преподавать хореографию. Мы танцевали все: и вальс, и рок–н–ролл. Именно там родился коллектив "Натали", название которому придумали сами ребята.
А недавно я шла по центру Риги, и вдруг останавливается машина. Я слышу, как кто–то со мной здоровается. Оказалось, это мой ученик Алекс Широков, который сейчас играет за сборную Испании. Сейчас уже точно не могу сказать, что он имел в виду — хоккей или футбол.
Зато хорошо запомнила его слова: "Я всегда вспоминаю ваши уроки танцев, эти занятия мне очень много дали в жизни. Сегодня я король на всех вечеринках, где танцуют рок–ролл!". Что ж, у нас действительно были серьезные уроки. Парни крутили девушек с поддержкой. Я действительно горжусь своими учениками.
А несколько лет назад мой коллектив под свое крыло взял председатель сената Балтийского русского института Станислав Бука. Он оплачивает нам балетный зал, помогает с костюмами. Мы постоянно растем и совершенствуемся. Причем вуз этот интернациональный, и я словно опять вернулась в свой родной Балхаш.
Костяк коллектива составляют мои девчонки, но у нас также занимаются и студенты. Они охотно танцуют и поют. Есть и совсем еще молодая поросль. Сегодня у нас на сцене артисты с 5 и до 45 лет. Я имею в виду себя. Потому что возраст тут не помеха. Было бы только желание.
Более того, я даже сама поступила в БРИ на отделение культурологии. Я еще в Америке поняла, насколько важно самообразование. Да, у меня много практики, но я хочу подкрепить ее современными знаниями, которые мне дают наши замечательные педагоги.
Признаюсь, учиться очень трудно и непросто. Но я всегда стремилась попасть к знающим людям, любящим свое дело. Профи легко отличить от дилетантов. Это сразу видно. Поэтому я всех призываю учиться. Ведь учиться, как известно, никогда не поздно.
— Поздравляю вас с творческим юбилеем!
Автор: Дмитрий Март , http://www.ves.lv/article/7944