БАЛХАШский форум от balkhash.de

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БАЛХАШский форум от balkhash.de » Балхаш - твоя История, твои Люди! » "Медный колосс" - двадцать лет спустя


"Медный колосс" - двадцать лет спустя

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

"Медный колосс" - двадцать лет спустя
Людмила ВАРШАВСКАЯ

В Национальной библиотеке Республики Казахстан произошло удивительное и, в общем-то, неординарное событие. Через 20 лет после создания романа Сатимжана Санбаева "Медный колосс" он был наконец-то представлен читателям. Все эти годы не раз отвергаемая в советское время рукопись его ждала своего часа.
И вот он наступил.

"Медный колосс" - двадцать лет спустя

Сатимжан Санбаев - писатель и драматург, на которого идеология советского времени дважды налагала свое вето. Сначала была отправлена на полку снятая на студии "Казахфильм" в 1973 году по его сценарию художественная лента "Там, где горы Белые" ("Белая аруана"). Заподозренную в призыве к диссидентству, ее лишь после памятного XXV съезда КПСС удалось вызволить на свет и показать зрителям. Философски-притчевая по своему звучанию, картина и сегодня не утратила своей значимости и занесена в разряд больших удач кинематографического искусства.

Другой инцидент связан с дилогией Сатимжана "Медный колосс", где говорится о создании знаменитого гиганта цветной металлургии СССР - Балхашского медеплавильного комбината, сыгравшего огромную роль в становлении народного хозяйства страны и укреплении ее обороноспособности. По сути, это производственный роман. То есть тот самый жанр, в котором так нуждалась тогдашняя пропаганда. Казалось бы, о какой крамоле может идти речь? "Оно, конечно, - говорили ответственные работники, - но вы только посмотрите, как все подробно и откровенно, как документально и достоверно, да еще с подлинными именами существовавших в действительности героев и действующих лиц!" И если опальный фильм с убегающей то и дело в свои родные горы верблюдицей пролежал на полке 15 лет, то срок возвращения к жизни "Медного колосса" поднялся до цифровой отметки "20". Таким образом, презентация в Национальной библиотеке Республики Казахстан этой изданной уже в наши дни многострадальной книги совпала, как вы понимаете, с юбилейной датой ее отторжения. Отметить явление книги миру пришло множество друзей и единомышленников Сатимжана.

Сатимжан Санбаев, по начальной своей профессии инженер, оставив все, в том числе и лучи славы, едет на Павлодарский тракторный, а затем на Балхашский горно-металлургический заводы и, работая там пять лет, пишет свою дилогию "Медный колосс", состоящую из романов "Площадка" и "Карьер". Речь в ней идет о первостроителях Балхашского медеплавильного комбината, где на примере многих человеческих судеб показана целая эпоха в жизни советской страны с ее индустриализацией, ударными пятилетками, рабочим энтузиазмом, репрессивной политикой государства, тяжелейшими годами войны и послевоенного труда. Центральным героем книги выступает Жантас Ахмедов, в образе которого предстает молодой Димаш Ахмедович Кунаев. Его имя Санбаевым изменено, а отдельные герои и такие деятели, как Камал Кадыржанов, Левон Мирзоян, Кайсар Таштитов, Серго Орджоникидзе и другие, остаются самими собой. Под их началом, с их участием рождается иная, доселе невиданная действительность. Еще не миновали годы голода, страна накануне репрессий, один род трагедий сменяется другим, и тут же, на этой земле, совершается грандиозное строительство, наполненное абсолютно новыми, небывалыми голосами. Вот он, этот гул стройки, эти характеры, эта вера, устремленная в завтра. Живой, многообразный мир эпохи индустриализации. Конечно, понимаем мы, Сатимжан мог бы блистательно обойтись жанром рассказа, повести или какой-то другой эстетизированной формы. Но он берется за монументальное полотно и, показывая родную землю, населенную с древнейших времен народом, имеющим свою душу, свою культуру, духовность и волю к жизни, фокусирует внимание читателя на неосвоенном еще нашими литераторами, очень сложном, отважном и немодном во все времена направлении, которое я назвал бы вхождением в диалог с действительностью. Ищет слова и понятия, чтобы распаковать сложную формулу современного ему дня. В этом смысле "Медный колосс", - безусловно, актуальная книга, и она займет особое место в казахском литературном процессе.

Сатимжан действительно почувствовал тот энтузиазм и то новое веяние времени, которое было связано с индустриализацией Казахстана. Это было, конечно, великолепно и необходимо, но это было и очень тяжело, потому что ломалась ментальность, ломалась традиция и культура векового уклада. И этот разлом, этот надлом подспудно ощущается во всех произведениях Санбаева. Таким образом, "Медный колосс" - не просто технический, производственный роман в смысле темпов, кадров, машин и оборудования. Это прежде всего роман-познание человека в труде того времени. Труде великом, перспективном и в то же время неожиданном и усложненном.
Что касается другого впечатления, то тут я бы сказал так: это историческая книга.

Интересно и то, что "Медный колосс" - это скрытая художественная биография Динмухаммеда Ахмедовича Кунаева. Попытка понимания, исследования и художественного анализа исторической личности. Человека, который стал таковым на глазах у всех и сделал многое, для того чтобы по возможности уберечь Казахстан от колонизации, репрессий и от обыкновенного явления псевдоморфозы, когда народ, забывая о своих духовных, культурных и бытийных началах, становится манкуртизированным народом. Думаю, что благодаря этому дилогия будет прочитана и в наше время как произведение, безусловно, актуальное.

И, наконец, в отношении художественной стороны. Несмотря на "давний возраст", роман воспринимается свежо. Он подкупает литературным мастерством, художественной памятью в изображении сложной, противоречивой, жестокой эпохи и прозорливостью автора. Сатимжан Санбаев пишет не только о технизации становящейся на ноги страны. Он, как мне кажется, по аналогии с Андреем Платоновым, который был патриотом производственного романа, показывает не машину рядом с человеком или человека рядом с машиной. Он выявляет его внутреннее самоощущение, обнаруживая вещество жизни, которое двигало самыми разными людьми так, что мы оказались сегодня не в том, социалистическом, а в современном нам суверенном Казахстане.

- Но был и большой, невероятно емкий человеческий труд, участвовали в котором целые семейные кланы, а потом и рабочие династии. Было масштабное производство с его небывалыми технологическими линиями, технологией обработки руд, станками на пять этажей вглубь земли и как своим, так и привезенным из Америки, Бельгии, Германии оборудованием. Планы были жесткие, сроки суперсжатые, многое не успевали сделать так, как того хотелось. И если все это не показать, то как увидеть, что именно совершили люди. Так что мне надо было все это - людское и производственное - совместить. Я не думал, каким по жанру выйдет мой роман, для меня было важно отразить казахстанское степное бытие и то, с чем оно столкнулось, какую новую бомбардировку перенесло. Показать дух человеческий. Помню, кто-то из стариков рассказал эпизод из жизни моего героя Карамергена. Сохраняя автономию духа, он долго скрывался от властей. И вот однажды там, в балхашских тростниках, ему показалось, что его кто-то преследует. Он думал, что это особисты. Прекрасный охотник, он выстрелил не глядя - на звук. Но оказалось, что это тигр. Известно, что хищники эти кругами ходят за человеком. Расстройству Карамергена не было предела. Даже умирая, он жалел о такой оплошности - думал, что убил последнего балхашского тигра. Представляете, все годы свои человек живет наперекор установленному режиму, а, расставаясь с белым светом, жалеет о тигре. Не о своей жизни - о том, что уничтожил редкого, бесподобно красивого, навсегда исчезающего зверя. Думаю, вот это и есть та самая суть, из которой состоит степняк.

– Сатимжан Камзиевич, Балхаш, о котором идет речь в вашем романе, мы проехали ночью. Не так ли в другом каком-то измерении остался и всенародный интерес к Балхашскому медеплавильному комбинату, который теперь народу не принадлежит? Как соотносится ваш роман с интересами сегодняшнего дня? Что в нем прочтет читатель?

– Эта книга о неимоверном напряжении, которое связано со строительством Балхашского комбината в начале тридцатых годов. Вся царская Россия вырабатывала 50 тысяч тонн меди, в Балхаше ее программировали производить 150 тысяч тонн. Непосильная задача – пустить подобную махину, но Сталин любил ставить непосильные задачи, когда создается напряжение, видно людей, кто на что способен. Я бы сказал, что это жестокая, но оправданная стратегия, иначе войну бы не выиграли. Комбинат пустили в 1939 году, и на 60 танках из 100 была балхашская броня, как в 90 пулях из 100 – чимкентский свинец. Тогда была заложена основа отрасли, ее оборонная суть.

– Вместе с развитием отрасли росли ведь и казахские специалисты?

– В декабре этого года исполняется 100 лет Камалу Кадыржанову, выпускнику Московского института цветных металлов и золота, автору проекта обогатительной фабрики медкомбината, первому из казахов министру цветной металлургии республики. От репрессий его спасло только чудо, ведь комбинат не могли запустить в сжатые сроки. Но пока общественного интереса к этой дате государственного значения не видно. Через полгода будет 95 лет и Димашу Ахмедовичу Кунаеву, он выведен в романе под именем Жантаса Ахмедова, он окончил тот же вуз в 1936 году, был направлен на «Прибалхашстрой», где прошел путь от машиниста бурового станка до директора Коунрадского рудника БМК. Его научные труды посвящены разработке месторождений открытым способом, его докторская диссертация была засекречена, настолько стратегически важные вопросы она решала.

Литературная газета Казахстана © 2007

2

Фотография Сатимжана Санбаева

3

Надо книгу почитать!

4

Валентина Пауль:

Я не знаю, каковы заслуги Кунаева в том, что в Балхаше в пустыне вырос Медный колосс- наш БГМК. Но хотела бы узнать об этом от тех, кто в курсе

Надежда Серебрянникова:

При въезде в пос.Коунрад стоял буровой станок (канатно-ударного бурения), на котором Кунаев работал пом.машиниста. Его поставили в 60-х по случаю приезда Кунаева на БГМК (вручение ордена).

Федор Милованов:

Валентина! Заслуг Кунаева в разработке Коунрадского месторождения абсолютно никаких нет и быть не может, потому что к моменту начала этих разработок (1928г.) Кунаеву было всего 17 лет -- по нынешним меркам -- щегол!
Надежда! А с того бурового станка воры- металлисты спёрли гусеницы, и поэтому пришлось одевать новые и перевезти его к клубу Горняков -- там он хоть под каким-то присмотром будет...

Валентина Пауль:

Вот что поведала мне Википедия и Кунаеве:

Кунаев, Динмухамед Ахмедович, Биография
Родился 12 января 1912, окончил Московский институт цветных металлов и золота (1936), получив квалификацию горного инженера. По окончании института направлен на Прибалхашстрой.
----------
Да, Фёдор, в 1928 г. он был её щеглом.. но может- позже? ведь комбинат строился, как я понимаю, не в один год..
К сожалению, в Википедии о нём повествуют всё ещё в "советско-патриотическом" стиле

Вот ещё о Кунаеве- из другого источника:

С 1936 года работал на Коунрадском руднике Балхашского медеплавильного комбината «Прибалхашстроя» машинистом бурового станка, мастером, сменным инженером, начальником цеха, главным инженером, директором рудника. С 1939 года - заместитель главного инженера и начальник технического отдела комбината «Алтайполиметалл», директором Риддерского рудника Лениногорского рудоуправления. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года.
...Динмухамед Ахмедович Кунаев жил в родном городе Алма-Ате – Алматы, где скончался 22 августа 1993 года. Похоронен в городе Алматы на Кенсайском кладбище.

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9151

Федор Милованов:

Валя! Ну, хорошо, в 1936-м году он прибыл после института в Балхаш... Но к этому времени на Коунрадском месторождении и теоритически, и практически, почти всё основное было завершено -- я про описание и разработку говорю. Сл-но, ни о каком существенном вкладе Кунаева в судьбе Коунрада говорить не приходится...

Валерий Смирнов:

В порядке возражения Фёдору Милованову. Производственное предприятие - это живой организм иразвивается постоянно. Так что фраза, что Коунрад" в основном" был построен, не совсем корректна (это как примерно, что в СССР в конце семидесятых социализм в основном был построен. а на самом деле мы знаем как). К тому же Кунаев прошёл на руднике все производственные ступени и вырос до должности директора . Согласитесь, что для специалиста, которому нет и тридцати - это очень серьёзная карьерная вершина. Такими темпами даже сегодня, когда всем правят деньги и протекционизм, немногие достигают таких успехов.

Федор Милованов:

Валерию Смирнову. Я ведь тоже не отрицал его рост по карьерной лестнице, но поставил под сомнение его "неоценимый" вклад в разработку Коунрадского рудника. Его вклад как раз и был оценён по достоинству продвижением по службе. А неоценимым вкладом я считаю работу учёных во главе с Русаковым, открывших и сделавших научное описание этого месторождения и, возможно, первопроходцев-буровиков, которым пришлось в самых настоящих экстремальных условиях: без нормальной пищи, воды и жилья начинать это великое дело. Да и сильно поражаться его быстрому продвижению по службе я бы тоже не стал -- уважение к московскому диплому даже сейчас у нас поддерживается. Мой сын с дипломом этого же института уже через пять месяцев занял место ассистента директора Металлургического комплекса корпорации. А ему сейчас всего 24 года. Но говорить о каком-то "неоценимом" вкладе в металлургические процессы корпорации своего сына у меня язык не повернётся.

Валерий Смирнов:

Несколько раз пересмотрел все сообщения, касающиеся Кунаева. Нигде не видел фразы "неоценимый вклад", какой провокатор её первым произнёс, а все остальные (по стадному принципу) подхватили. Возникла абсолютно некорректная полемика, в которой не находится место объективности. Вероятно термин взят из того литературного произведения (с которым я не знаком), где восхваляется Д.А. Думаю, что Фёдору, как творческому человеку, все эти фишки, которые назывались "соцреализмом" известны гораздо лучше, чем нам. Из этой же оперы и "Малая земля", и стахановское движение, и Павлик Морозов, и т.д. Список можно бесконечно продолжать.

Федор Милованов:

Внимательно перечитав почти все предыдущие выступления участников дискуссии, где фигурировало имя Д.А.Кунаева, должен признать критическое выступление по этому поводу Валерия Смирнова справедливым. Признаюсь, что и сам, поддавшись какому-то (или чьему-то) влиянию, выразился некорректно в адрес Д.А.Кунаева. Скорее всего, в моём случае, тут сыграло то, что в нашей советской литературе роль личности руководителя любого ранга выписывалась настолько выпукло и акцентированно, что создавалось впечатление того, будто значимость всех их подчинённых незаслуженно занижалась. Отсюда и мой негатив к тем, "кто ростом выше." Меня, например, всегда корёжило в производственных отношениях такие диалоги между начальниками любого ранга: "Ну, что -- ты сделал?.." Ответ: "Да, я это сделал!.." Получается, что только наши начальники что-то и делают всегда и везде, а рабочие просто прогуливаются возле рабочих мест, наблюдая за работой своих командиров...

Валерий Смирнов:

Прогуливаться по своему рабочему месту(или рабочей зоне)- это тоже работа, и для многих профессий такая прогулка является функциональной обязанностью. В своё время сократили обходчиков ж/д путей и получили жуткую катастрофу с огромным количеством жертв. Это когда загорелись два встречных ж/д пассажирских состава...

Федор Милованов:

Валерий, я ведь о другом говорил. Я говорил о том, что подчёркивая в содокладах друг другу, свою персональную исключительность в выполнении рабочего задания, начальники совершенно забывают о прямых исполнителях этого задания -- рабочих. Тем самым сводя их значимость к нулю.

5

Кто поможет найти (скачать, прочитать) книгу?

6

Раиса написал(а):

Кто поможет найти книгу?

Какую? "Медный колосс"?!

7

Собственно, меня интересует роман "Площадка". Как мне сообщили, там есть кое-что о Гульшаде. В Интернете не нашла этого романа. К нашей летней встрече, прошедшей летом прошлого года в Балхаше и Гульшаде, я сделала получасовой фильм по материалам фотоальбомов и форумов нашей гульшадской группы на "Одноклассниках", подарила его каждому участнику встречи, предоставила материал для книги, которую напечатала (в единственном экземпляре) администратор нашей группы. Книгу мы подарили нашей школе №27. Сейчас собираю материал по истории Гульшада, копаюсь в архивах. Цепляюсь за каждую ниточку. Потому-то  очень уж хочется почерпнуть что можно из "Площадки"...

8

Раиса, По поводу романа Сатимжана Санбаева "Площадка"- как мне поведал интернет, это 2ой роман в дилогии "Медный коллос". 
http://www.litgazeta-kz.com/index.php?o … c626c6d8e7

Раньше я заходила на сайт (даю линк ниже) и могла найти и почитать всё, что хотела, бесплатно.

Не думаю, что у них есть "Медный колосс" и что писатель Сатимжан Санбаева популярен с этим своим произведением за пределами Казахстана.. но, может, я ошибаюсь?

http://readr.ru/

9

Насколько смогла, "облазила" весь инет. Только "о Санбаеве", только "о его произведениях", но самих романов нет. Печально. Придётся идти в библиотеку, а со временем - напряжёнка... Поэтому и к вам обратилась. может, у кого есть "Площадка" Меня интересует, конечно, весь роман, но в первую очередь - то, что есть в нём о Гульшаде.


Вы здесь » БАЛХАШский форум от balkhash.de » Балхаш - твоя История, твои Люди! » "Медный колосс" - двадцать лет спустя