"Медный колосс" - двадцать лет спустя
Людмила ВАРШАВСКАЯ
В Национальной библиотеке Республики Казахстан произошло удивительное и, в общем-то, неординарное событие. Через 20 лет после создания романа Сатимжана Санбаева "Медный колосс" он был наконец-то представлен читателям. Все эти годы не раз отвергаемая в советское время рукопись его ждала своего часа.
И вот он наступил.
"Медный колосс" - двадцать лет спустя
Сатимжан Санбаев - писатель и драматург, на которого идеология советского времени дважды налагала свое вето. Сначала была отправлена на полку снятая на студии "Казахфильм" в 1973 году по его сценарию художественная лента "Там, где горы Белые" ("Белая аруана"). Заподозренную в призыве к диссидентству, ее лишь после памятного XXV съезда КПСС удалось вызволить на свет и показать зрителям. Философски-притчевая по своему звучанию, картина и сегодня не утратила своей значимости и занесена в разряд больших удач кинематографического искусства.
Другой инцидент связан с дилогией Сатимжана "Медный колосс", где говорится о создании знаменитого гиганта цветной металлургии СССР - Балхашского медеплавильного комбината, сыгравшего огромную роль в становлении народного хозяйства страны и укреплении ее обороноспособности. По сути, это производственный роман. То есть тот самый жанр, в котором так нуждалась тогдашняя пропаганда. Казалось бы, о какой крамоле может идти речь? "Оно, конечно, - говорили ответственные работники, - но вы только посмотрите, как все подробно и откровенно, как документально и достоверно, да еще с подлинными именами существовавших в действительности героев и действующих лиц!" И если опальный фильм с убегающей то и дело в свои родные горы верблюдицей пролежал на полке 15 лет, то срок возвращения к жизни "Медного колосса" поднялся до цифровой отметки "20". Таким образом, презентация в Национальной библиотеке Республики Казахстан этой изданной уже в наши дни многострадальной книги совпала, как вы понимаете, с юбилейной датой ее отторжения. Отметить явление книги миру пришло множество друзей и единомышленников Сатимжана.
Сатимжан Санбаев, по начальной своей профессии инженер, оставив все, в том числе и лучи славы, едет на Павлодарский тракторный, а затем на Балхашский горно-металлургический заводы и, работая там пять лет, пишет свою дилогию "Медный колосс", состоящую из романов "Площадка" и "Карьер". Речь в ней идет о первостроителях Балхашского медеплавильного комбината, где на примере многих человеческих судеб показана целая эпоха в жизни советской страны с ее индустриализацией, ударными пятилетками, рабочим энтузиазмом, репрессивной политикой государства, тяжелейшими годами войны и послевоенного труда. Центральным героем книги выступает Жантас Ахмедов, в образе которого предстает молодой Димаш Ахмедович Кунаев. Его имя Санбаевым изменено, а отдельные герои и такие деятели, как Камал Кадыржанов, Левон Мирзоян, Кайсар Таштитов, Серго Орджоникидзе и другие, остаются самими собой. Под их началом, с их участием рождается иная, доселе невиданная действительность. Еще не миновали годы голода, страна накануне репрессий, один род трагедий сменяется другим, и тут же, на этой земле, совершается грандиозное строительство, наполненное абсолютно новыми, небывалыми голосами. Вот он, этот гул стройки, эти характеры, эта вера, устремленная в завтра. Живой, многообразный мир эпохи индустриализации. Конечно, понимаем мы, Сатимжан мог бы блистательно обойтись жанром рассказа, повести или какой-то другой эстетизированной формы. Но он берется за монументальное полотно и, показывая родную землю, населенную с древнейших времен народом, имеющим свою душу, свою культуру, духовность и волю к жизни, фокусирует внимание читателя на неосвоенном еще нашими литераторами, очень сложном, отважном и немодном во все времена направлении, которое я назвал бы вхождением в диалог с действительностью. Ищет слова и понятия, чтобы распаковать сложную формулу современного ему дня. В этом смысле "Медный колосс", - безусловно, актуальная книга, и она займет особое место в казахском литературном процессе.
Сатимжан действительно почувствовал тот энтузиазм и то новое веяние времени, которое было связано с индустриализацией Казахстана. Это было, конечно, великолепно и необходимо, но это было и очень тяжело, потому что ломалась ментальность, ломалась традиция и культура векового уклада. И этот разлом, этот надлом подспудно ощущается во всех произведениях Санбаева. Таким образом, "Медный колосс" - не просто технический, производственный роман в смысле темпов, кадров, машин и оборудования. Это прежде всего роман-познание человека в труде того времени. Труде великом, перспективном и в то же время неожиданном и усложненном.
Что касается другого впечатления, то тут я бы сказал так: это историческая книга.
Интересно и то, что "Медный колосс" - это скрытая художественная биография Динмухаммеда Ахмедовича Кунаева. Попытка понимания, исследования и художественного анализа исторической личности. Человека, который стал таковым на глазах у всех и сделал многое, для того чтобы по возможности уберечь Казахстан от колонизации, репрессий и от обыкновенного явления псевдоморфозы, когда народ, забывая о своих духовных, культурных и бытийных началах, становится манкуртизированным народом. Думаю, что благодаря этому дилогия будет прочитана и в наше время как произведение, безусловно, актуальное.
И, наконец, в отношении художественной стороны. Несмотря на "давний возраст", роман воспринимается свежо. Он подкупает литературным мастерством, художественной памятью в изображении сложной, противоречивой, жестокой эпохи и прозорливостью автора. Сатимжан Санбаев пишет не только о технизации становящейся на ноги страны. Он, как мне кажется, по аналогии с Андреем Платоновым, который был патриотом производственного романа, показывает не машину рядом с человеком или человека рядом с машиной. Он выявляет его внутреннее самоощущение, обнаруживая вещество жизни, которое двигало самыми разными людьми так, что мы оказались сегодня не в том, социалистическом, а в современном нам суверенном Казахстане.
- Но был и большой, невероятно емкий человеческий труд, участвовали в котором целые семейные кланы, а потом и рабочие династии. Было масштабное производство с его небывалыми технологическими линиями, технологией обработки руд, станками на пять этажей вглубь земли и как своим, так и привезенным из Америки, Бельгии, Германии оборудованием. Планы были жесткие, сроки суперсжатые, многое не успевали сделать так, как того хотелось. И если все это не показать, то как увидеть, что именно совершили люди. Так что мне надо было все это - людское и производственное - совместить. Я не думал, каким по жанру выйдет мой роман, для меня было важно отразить казахстанское степное бытие и то, с чем оно столкнулось, какую новую бомбардировку перенесло. Показать дух человеческий. Помню, кто-то из стариков рассказал эпизод из жизни моего героя Карамергена. Сохраняя автономию духа, он долго скрывался от властей. И вот однажды там, в балхашских тростниках, ему показалось, что его кто-то преследует. Он думал, что это особисты. Прекрасный охотник, он выстрелил не глядя - на звук. Но оказалось, что это тигр. Известно, что хищники эти кругами ходят за человеком. Расстройству Карамергена не было предела. Даже умирая, он жалел о такой оплошности - думал, что убил последнего балхашского тигра. Представляете, все годы свои человек живет наперекор установленному режиму, а, расставаясь с белым светом, жалеет о тигре. Не о своей жизни - о том, что уничтожил редкого, бесподобно красивого, навсегда исчезающего зверя. Думаю, вот это и есть та самая суть, из которой состоит степняк.
– Сатимжан Камзиевич, Балхаш, о котором идет речь в вашем романе, мы проехали ночью. Не так ли в другом каком-то измерении остался и всенародный интерес к Балхашскому медеплавильному комбинату, который теперь народу не принадлежит? Как соотносится ваш роман с интересами сегодняшнего дня? Что в нем прочтет читатель?
– Эта книга о неимоверном напряжении, которое связано со строительством Балхашского комбината в начале тридцатых годов. Вся царская Россия вырабатывала 50 тысяч тонн меди, в Балхаше ее программировали производить 150 тысяч тонн. Непосильная задача – пустить подобную махину, но Сталин любил ставить непосильные задачи, когда создается напряжение, видно людей, кто на что способен. Я бы сказал, что это жестокая, но оправданная стратегия, иначе войну бы не выиграли. Комбинат пустили в 1939 году, и на 60 танках из 100 была балхашская броня, как в 90 пулях из 100 – чимкентский свинец. Тогда была заложена основа отрасли, ее оборонная суть.
– Вместе с развитием отрасли росли ведь и казахские специалисты?
– В декабре этого года исполняется 100 лет Камалу Кадыржанову, выпускнику Московского института цветных металлов и золота, автору проекта обогатительной фабрики медкомбината, первому из казахов министру цветной металлургии республики. От репрессий его спасло только чудо, ведь комбинат не могли запустить в сжатые сроки. Но пока общественного интереса к этой дате государственного значения не видно. Через полгода будет 95 лет и Димашу Ахмедовичу Кунаеву, он выведен в романе под именем Жантаса Ахмедова, он окончил тот же вуз в 1936 году, был направлен на «Прибалхашстрой», где прошел путь от машиниста бурового станка до директора Коунрадского рудника БМК. Его научные труды посвящены разработке месторождений открытым способом, его докторская диссертация была засекречена, настолько стратегически важные вопросы она решала.
Литературная газета Казахстана © 2007