ЧЕРЕЗ 5 ФЕСТИВАЛЕЙ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Недавно исполнилось 53 года Шестому Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве. На этом фестивале была и делегация из Казахстана, в составе которой были так же представители из Балхаша. В то время я руководил хором во Дворце культуры металлургов, и мне посчастливилось быть одним из этих делегатов. о чём я рассказал в интервью 22.11.2009 в «Одноклассниках» в группе «Балхашцы», в теме: «Интервью с участниками группы... (2-й дубль)». На один из вопросов Татьяны Киреевой я, помимо прочего, в частности, ответил: «…на 6-й Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москву, …мы поехали с организованным при хоре мужским вокальным квартетом а-капелла. У меня, к сожалению, не сохранилась подборка газет "Балхашский рабочий" (слишком много переездов), где в конце 1957 года мы с Робертом Малинским (солистом хора) описали свои впечатления о Фестивале. В Балхаше можно поднять архив газеты и найти этот материал. Он печатался с продолжениями в нескольких газетах под названием "Через пять Фестивалей" (Имелось ввиду: Заводской, Городской, Областной, Республиканский и Всемирный Фестивали).»
Писали мы свои заметки для газеты вдвоём с Робертом Малинским - солистом хора и моим другом - у меня дома после работы по вечерам и по ночам, а утром приходил из редакции курьер и забирал этот материал для печати. Наш рукописный текст перед сдачей в набор перепечатывался в нескольких экземплярах на пишущей машинке. Один из экземпляров этого печатного текста, полностью соответствующий тексту в газете, чудом сохранился, и мне, благодаря Фаине Васильевне Девятко, удалось его заполучить, что даёт теперь возможность представить его читателям.
Несколько слов об участниках квартета – делегатах фестиваля:
Малинский Роберт – бас, солист хора, коренной москвич, окончил «Московский институт цветных металлов и золота» и, как молодой специалист, был направлен на работу в Балхаш на БГМК. Роберт – большой любитель хорового и сольного пения, обладатель сильного голоса очень красивого тембра, талантливый и разносторонне эрудированный человек.
Мильтер Лев – драматический тенор (имея довольно низкую тиссетуру, в квартете я пел партии баритона), работал в то время старшим мастером сборочного отделения в механослужбе БГМК и, как любитель, обладающий определёнными профессиональными навыками, по совместительству руководил хором во Дворце культуры металлургов.
Солдатов Пётя – первый тенор, коренной балхашец, работал рабочим на БГМК. Большой любитель хорового пения, очень музыкальный, чуткий, отзывчивый товарищ.
Авдеев Гена - второй тенор, коренной балхашец, работал рабочим на БГМК, большой любитель хорового пения, очень музыкальный, хороший организатор, староста хора.
Дневник фестиваля в Москве вёл автор этого «Предисловия», но в совместном написании газетного текста основная заслуга принадлежит Роберту.
Сейчас времена коренным образом изменились. Ушла т. н. «Холодная война». Сменились поколения. Изменились взгляды. Сменились приоритеты. Тем более, мне думается, могут представлять интерес описываемые события того времени.
Желающим познакомиться с официальной версией фестиваля, рекомендую зайти на сайт: http://www.festos.ru/festival/fest57/
Л. Мильтер
~ § ~
Газета «БАЛХАШСКИЙ РАБОЧИЙ» от 31 августа 1957 г.
ЧЕРЕЗ 5 ФЕСТИВАЛЕЙ
Несколько дней тому назад возвратились из Москвы в Балхаш участники 5-ти фестивалей 1957 года – заводского, городского, областного, республиканского и Всемирного – Л. Мильтер, Р. Малинский, Г. Авдеев и П. Солдатов.
Сегодня мы начинаем печатать выдержки из дневника, который вели Л. Мильтер и Р. Малинский.
ЭТО НАЧИНАЛОСЬ ТАК
- Лев Ефимович, тебе не приходило в голову, что фестиваль уже на носу?
- Да, и что ты предлагаешь?
- Петь.
- Ха… Как петь?
- Квартетом.
- Каким квартетом? Где ты его взял?
- Ну, ты, я и…
- И… староста нашего хора Гена Авдеев с Петей Солдатовым,
- Подожди, подожди. Значит так: Я – бас, ты – баритон, Петя – первый тенор, Гена – второй.
Так началось.
Давно занимала наше воображение песня южно-африканских негров «Ку´ри-ку´ри». Песня подкупала своим ритмом и простой красивой мелодией. Слова в памяти и партии – на слуху. Вскоре определилась и вторая песня. Это была «Колыбельная» Брамса.
Потянулись долгие весенние вечера во Дворце культуры металлургов. Урывая время у книг, кино и отдыха, мы репетировали и репетировали.
5 июня. Заводской фестивальный вечер. Сюита «Дружба народов». Пляски, пение, смех. На сцену выбегают четыре «негра». Под стук барабана и черепашек в зал понеслась песня далёкой и знойной Африки. Это было нашим первым «боевым» крещением. Песня понравилась. Поздравляли, жали руки.
Городской фестиваль. Торжественное шествие, шелковые полотнища над стадионом «Строитель»…
И вот от здания Дворца культуры отъезжает расцвеченная яркими красками колонна, состоящая из 11 автомашин. Это – фестивальный поезд города Балхаша. Впереди 500 километров извилистой дороги в Караганду.
В 11 часов утра к зданию Дворца культуры горняков, мимо утопающей в зелени трибуны, двинулись праздничные фестивальные колонны. Промчались на лошадях лучшие джигиты Карагандинской области. Едут нагруженные отборной пшеницей машины целинных совхозов. Проходят шахтёры, доярки, овцеводы и студенты. Красочно и празднично выглядела колонна балхашцев.
- Смотрите, смотрите – идут медеплавильщики… За «медными» девушками бежит ватага мальчишек:
- Тётенька! Дай кусочек платья!
Медь звенит и сверкает на солнце.
По оформлению колонны балхашская делегация заняла на областном фестивале первое место.
И вот 28 июня. Наш квартет после организационных мытарств «погрузился» в ярко украшенный фестивальный поезд – «Караганда – Алма-Ата».
Бегут, бегут пути-дороги.
День грядущий, скорей вставай!..
Поднимается солнце, и в окне вагона, как в рамке, возникает чарующая картина снежных вершин Ала-Тау.
Вскоре удивлённые алмаатинцы стали подолгу останавливаться у здания общежития партшколы. Из окон на улицу выплёскивались звуки скрипки, рокотанье баса, серебряные переборы баяна, торжественный голос чтеца. Ощущался пульс бурной творческой жизни. Карагандинцы готовились к конкурсу.
Караганда представила на республиканский фестиваль симфонический и эстрадный оркестры, слаженную высокохудожественную агитбригаду, русский и казахский ансамбли, а так же много интересных сольных номеров.
Плавно тормозя, «победа» останавливается у здания Казахской государственной филармонии. Из «победы» выходят четверо молодых людей в белых костюмах. Просторный, светлый зал. Торжественная тишина. За столом, накрытым синим сукном сидят художественный руководитель театра имени Абая, солисты оперного театра, представители музыкальной общественности города Алма-Аты. На лицах усталость – ведь прослушано уже более 100 различных солистов и вокальных ансамблей.
- «Колыбельная» Брамса, - объявляет конферансье.
Заскрипело перо секретаря. И вот постепенно лица оживляются… Мы чувствуем, что песня нравится. Это нам придаёт бодрости. Волнение улеглось. После «Ку´ри-ку´ри» - поздравляют, расспрашивают о творческих путях и исканиях. Уходили с чувством удовлетворения, хотя, кто его знает – пути комиссии неисповедимы.
Замелькали весёлые фестивальные дни – дни концертов, встреч, прогулок и… томительного ожидания результатов конкурса.
12 июля. Во дворе общежития стоит стол, заваленный загадочными свёртками.
- Хамзин Макавья! - Вызывает секретарь обкома т. Давыдов – награждается дипломом лауреата первой степени и мандолиной.(*)
- Монобаева! Награждается …
- Много ценных подарков было роздано в это утро. 18 дипломов 1 степени и столько же второй. Пятеро балхашцев, ездивших на республиканский фестиваль, увезли пять дипломов первой степени и пять ценных подарков. (**)
СЧАСТЛИВЦЫ
Балхашский горком комсомола. Телефонный звонок.
- Алло!.. Товарищ Белянская? Здравствуйте. С вами говорят из обкома комсомола. Рад сообщить Вам приятную новость, на вчерашнем заседании республиканского оргкомитета были утверждены кандидатуры участников Всемирного фестиваля от Казахстана. Ваш квартет прошёл…
Казавшиеся несбыточными мечты становились реальностью, недалёким будущим. Сквозь тысячи километров нам уже грезилась сказочная фестивальная Москва. А дальше: перелёт «Балхаш – Алма-Ата» и томительные дни нетерпеливого ожидания…
Наконец, звеня буферами, паровоз тронулся.
- Счастливцы!
- До встречи в Москве!
- Пишите подробно обо всём!
- Сувениры, сувениры привези обязательно!
- Привет москвичам из Алма-Аты!
Нас охватывает волнение: Впереди Москва!
Москва! Хочется кричать, плясать от радости!
- Споём, ребята!
- Споём, - подхватывает хор голосов. И вот вагон заполняет песня:
Под стук колёс, под музыку баяна
Нас поезд мчит в безоблачную даль.
Встречай Москва посланцев Казахстана,
Встречай Москва Всемирный фестиваль!
Я НЕДАРОМ ВЗДРОГНУЛ
- «Ра-мен-ско-е», - с расстановкой прочёл Гена, упёршись носом в секло. Роберт вдруг вскочил.
- Товарищи, ведь это же «Раменское» - час езды до Москвы.
Сразу в вагоне началось возбуждение. Кто-то потащил чемоданы к выходу. И вот – «Фабричная», «42-й километр»… Всё ближе и ближе. «Кратово», «Отдых», «Ильинская» - до грусти знакомые с детства места Подмосковья.
Москва! – вырвалось вдруг у всех. Поезд остановился.
А на перроне уже толпятся сотни москвичей Советского района. Везде молодые, радостные лица, улыбки, смех, цветы. Много цветов. Гена «Заработал» целых два букета. Казахская речь смешивается с русской. На груди у каждого заблестели значки – первый фестивальный трофей.
А на площади перед вокзалом один, два, три… да, нет, не сочтёшь – сотни автобусов ждут гостей из разных республик и стран. Гудок автобуса! Тсс… Мы ошиблись – гудки в Москве запрещены.
Наш автобус (без гудка), плавно набирая скорость, через Комсомольскую площадь двинулся по Москве.
- Вот министерство сельского хозяйства, улица Кирова… А вон, метро «Дзержинская, - комментировал кто-то.
- Где, где метро? – закричали несколько голосов.
И тут началось: никому из нас неизвестный магазин «Детский мир», Метрополь с Врубелевской мозаикой.
- Ой, смотрите – Большой театр!
- Как на фотографии, - смех…
- А вот площадь Революции!
- А это – Дом Союзов!
- А вот это – Охотный ряд!
- Гостиница «Москва»! Дом Совета Министров!
- Ой, смотрите, что это!?
Да, это был Кремль…
- Посмотрите направо – это институт, в котором я учился.
- Посмотрите налево – это знаменитая Шабловская радиомачта.
- Посмотрите назад – метро «Калужская»!
Автобус проехал уже Калужскую заставу и направляется к Новым Черёмушкам. Здесь возгласы «посмотрите» смолкают. Никто из наших доморощенных гидов не знает этого района. Да это и не мудрено. Массивные дома окружили нас со всех сторон. Некоторым уже год и даже – полтора, а некоторым нет и 2-х – 3-х месяцев. И кругом краны, машины, кирпич. Это, только что родившийся, Юго-Западный район столицы.
Здесь мы будем жить.
Л. Мильтер
Р. Малинский
~ § ~
Примечания:
(*) Хамзин Макавья в то время руководил во Дворце культуры металлургов оркестром казахских народных инструментов. Он был большой мастер и виртуоз игры на домбре. Инструмент в его руках звучал особенно проникновенно. Ему я обязан тем, что он открыл для меня разносторонний и глубокий мир этого удивительного по своим возможностям, по красоте звучания и по выразительности инструмента.
Сегодня Дворец культуры металлургов носит его имя.
(**) Каждый из нас – участников квартета – получил тогда в подарок по гитаре.
Л. Мильтер
Газета «БАЛХАШСКИЙ РАБОЧИЙ» от 1 сентября 1957 г.
ЧЕРЕЗ 5 ФЕСТИВАЛЕЙ
ОТКУДА ТЫ, ТОВАРИЩ? ОТКУДА ТЫ, СЕСТРА?
Гости сами не приедут – гостей нужно приглашать. Дело в том, что в Москву к этому времени прибыло около 15 тысяч гостей. И столько же ожидалось ещё. А желающих с ними встретиться, побеседовать, сдружиться было неизмеримо больше. Поэтому Оргкомитет решил «распределить» гостей.
Нам предстояло встретиться с алжирцами, тунисцами, марокканцами, молодёжью Золотого Берега и Южно-Африканского союза, делегатами знойной Сирии и суровой Финляндии, англичанами и жителями страны восходящего солнца – японцами, с юношами бурной Хуанхе и смуглолицыми девушками горной Албании. Всех их нам и предстояло пригласить.
Автобус направляется к обширному городку гостиниц ВСХВ. Там необходимо найти наших гостей. Гостиниц и корпусов такое множество, что час блужданий и поисков, наконец, приводит нас в отчаяние. Мы выходим из машины, чтобы ещё раз уточнить у прохожих или милиционера и, вдруг, слышим:
- Я – Марокко!
- Я – Тунис!
- Я – Судан!
- Я – Зульфия! Я – Казахстан! – кричит одна из наших девушек.
- А я из Москвы.
Быстро образовалось плотное кольцо. Горячие рукопожатия, возбуждённые лица и глаза, горящие любовью, глаза друзей.
Тайными тропами, в трюмах, с узелком в руках лежал трудный путь из Омана в Москву. Зато теперь Сайфутдин Слоу счастлив. Опасности и лишения не были напрасны. Встреча с Москвой искупает всё. А девушка из Египта привезла с собой любовь и тёплые пожелания молодёжи своей страны. Кольцо росло. Вот появился иссиня-черный негр под руку с русой девушкой из Норвегии, шотландцы в плиссированных юбочках и жгучие нарядные испанки. Перебивая друг друга, каждый старался высказать свои чувства – чувства любви и дружбы. Лихорадочные поиски нужного слова в разговорнике, смех, переводы невпопад. Но, несмотря на пестроту наречий, различные цвета кожи и разрезы глаз, единый дух молодости, любви к жизни, веселью и дружбе царил в сердце каждого из нас.
Четырёхчасовое путешествие по улицам «международного» городка не прошло напрасно. Усталые, но возбуждённые и счастливыё пробивались мы через толпу друзей к своим автобусам. В этот первый день в Москве мы уже имели на своём счету сотни дружеских рукопожатий. Так наши первые гости стали нашими первыми друзьями.
Москва преображалась и молодела с каждым часом. Весь московский комсомол был поднят на ноги. Вырезались из бумаги и наклеивались на окна тысячи белых голубков. Вырастали сказочные городки. Улицы Москвы превращались в аллеи Труда, Дружбы. Сооружалось большое множество концертных площадок и эстрад. Десятки тысяч флагов, транспарантов и плакатов, цветных полотнищ и красочных фестивальных эмблем. Пятицветный дух фестиваля поднимался над нашей столицей. Но всё это казалось неполным, незаконченным.
Утро 28 июля. Проснувшиеся в этот день гости и москвичи были поражены – Москва, наконец, оделась в тот совершенный красочный наряд, который ей предстояло пронести через весь фестиваль.
ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ!
ТЫ ПРЕКРАСНО!
Улицы города быстро заполняла пёстрая жизнерадостная толпа.
11 часов утра. Ярославское шоссе, 1-я мещанская, Садовое кольцо, Фрунзенская набережная заполнены до отказа. Размещались где кто мог: на крышах домов, на окнах и балконах, на карнизах и фонарях, на воротах и арках. Весь транспорт был приостановлен и использован так же в качестве зрительских трибун.
На площадь Рижского вокзала выезжает автобус. Вместо маршрутного номера в рамке слово «Австралия». Автобус заворачивает на 1-ю Мещанскую, и тут происходит нечто неожиданное – со всех сторон к нему устремляются потоки людей. Растерянное лицо водителя обрекло машину: кольцо замкнулось. В одну секунду сотни рук сплелись. Увлекшиеся хозяева , заключив гостей в объятья, чуть не вытаскивают их из автобуса. Замелькали цветы, значки, цветные платки, блокноты. Меняются адресами, значками, сувенирами, косынками, шляпами – всё, что пригодно к обмену, пущено в дело. Ведь каждому хочется заиметь что-нибудь в память о своих новых друзьях… А за первым автобусом появляются сотни новых: «Новая Зеландия», «США», «Гватемала», «Танганьика», «Аргентина» - и всех их ожидает участь первого автобуса.
Не поддаётся описанию тот триумф, триумф радости, восторгов, Дружбы и любви, молниеносного духовного сближения. Интересны такие цифры: В обычное время автомашина путь от ВСХВ до Лужников по многолюдной бурной Москве преодолевает за 30 – 35 минут. На этот раз выехавшие в 10 часов 30 минут утра машины с большим трудом к 3-м часам дня добрались до стадиона.
А стадион… Его самым лучшим украшением, не предусмотренным художниками, стали трибуны. Трудно представить себе 120-тысячный весёлый, переливающийся гаммой всех цветов людской ковёр. Повсюду вспыхивает веселье, шутки смех. Танцуют прямо в проходах, между рядами. Возникают импровизированные оркестры.
Раздаётся буря аплодисментов. Это на трибуну поднимается группа бразильских юношей и девушек. И опять жаркие рукопожатия и горячие взгляды… А на другом конце трибуны слышны переливистые трели русского баяна и две девушки выкрикивают задорные фестивальные частушки.
Снова весь стадион сотрясается аплодисментами. Это на беговой дорожке появился Радж Капур с кинокамерой. Он приехал еа фестиваль, чтобы заснять фильм о празднике молодости. Размахивая кинокамерой, он посылает приветствия восторженной публике. А стадион скандирует стотысячеголосым хором: «Радж Ка-пур! Радж Ка-пур»…
На другом берегу Москвы-реки – Ленинские горы. Они приняли совсем необычный вид. Сюда пришли десятки тысяч москвичей, чтобы занять «высотные» позиции для наблюдения за предстоящим праздником. Как будто Москва-река выплеснула на свой возвышенный берег искрящуюся и цветастую массу молодости и жизни.
3 часа дня. На огромном табло южной трибуны стадиона вырастают фигуры юношей в белоснежных костюмах – это фанфаристы. Мгновение – и над стадионом понеслась 20-тиголосая «Заря», возвестившая о том, что праздник начался.
В воротах стадиона вырастает гигантская эмблема фестиваля из цветов. Её несут представители пяти континентов. А за ними развеваются на ветру шелковые знамёна 122-х стран. Секундная пауза. И вот на поле вступает австралийская делегация. Торжественный парад стран – участниц фестиваля начался. Англия, Албания… Каждый приветствует трибуны по-своему: девушки Аргентины шлют нам воздушные поцелуи, афганцы останавливаются у правительственной ложи и скандируют «Слава Советам»… Представители Африки, проходя по стадиону, под стук барабана танцуют национальный танец.
Считаем: Бахрейн – 8 человек, Болгария – 700 человек, Бирма – 16. Бразилия, Бразилия идёт. Бразильцы танцуют все. Особенно задорно и весело, обходя своих товарищей, танцует одна девушка. И не напрасно: к её ногам упал букет цветов, брошенный Петей. А на стадион входят всё новые и новые колонны: «Венесуэла», «Вьетнам», «Гаити», «Гватемала», «Дания».
Но, что это! По дорожке вьётся змейка ?! Это гречанки, одетые в голубые и желтые платья, извиваясь в танце, образуют живую ленту змеи.
Из ворот показались две огромные головы, которые раскрывая зубастые пасти, поворачиваются в разные стороны. У них очень большие глаза! Два традиционных китайских дракона поползли по стадиону.
- Китай!!! – пронеслось над трибунами. Шеренга милиции прорвана и темпераментные зрители бросились в объятья китайских друзей. Наконец «порядок» восстановлен. Идут: «Коста-Рика», «Колумбия», «Корея». Считаем: «Марокко» - 100 человек, «Сирия» - 400, «Самоа» - 1. Да один делегат! Нечеловеческих усилий стоило этому юноше путешествие в Москву. Но вот он с нами. И он вознаграждён сторицей – ему одному раздаётся стотысячное приветствие.
А делегации всё идут и идут. Уже устали руки, охрипли голоса. Если болят ладони, можно махать цветными платками; Если охрипли голоса, модно кричать басом. Но не приветствовать нельзя, просто невозможно. И появление каждой новой страны встречалось со всё возрастающей радостью.
- При-вет Су-да-ну!
- Я-по-ни-я!
Но вот огромная чаша стадиона взорвалась. Буря аплодисментов. Приветственные возгласы на всех языках. Это вступила на поле стадиона, замыкающая шествие, советская делегация.
Вот делегаты фестиваля уже заняли всё поле. Их здесь свыше 30 тысяч. Девушки – представители братских республик – преподносят цветы руководителям партии и правительства: фестиваль открыт!
И вот над стадионом взвились голуби. Десятки, сотни, тысячи – сорок тысяч голубей! Это было ошеломляющим зрелищем – невиданная никем доселе голубиная туча закрыла всё небо над полем стадиона.
Голоса дикторов на 7 языках приглашают гостей занять свои места. Гости смешались со зрителями на трибунах. Атмосфера дружбы и восторга достигла предела. Но нет, к счастью, человеческое восхищение предела не имеет…
- Гляди, гляди! – потянул Гена за рукав Петра.
- Братцы! Да ведь это – шелк чистейшей воды!
… Петя онемел от восторга. Медленно выплывая из западной трибуны, в воздух поднимались огромные воздушные шары. К каждому прикреплён национальный флаг. Одна партия, вторая, третья… Сотни флагов поплыли в небо и, набирая высоту, унеслись в сторону ликующего города…
На опустевшем поле осталась масса цветов, разноцветной бумаги, и прочего фестивального «мусора». Ребята забеспокоились.
- Неужели выступления будут проводиться на «засорённом» поле?
- Да ведь оно такое огромное, что его скоро не уберёшь!?
Как бы в ответ на вопрос на поле выбежала цепочка девушек в серых юбках и белых блузках. В руках бумажные корзинки. Они выстроились у восточной трибуны, образовав плотную шеренгу. Шеренга двинулась к западной трибуне. Весь «мусор» с поля перекочевал в корзиночки. Зелёный войлочный ковёр, покрывший огромное поле стадиона, снова чист. Можно начинать выступления.
Выходят молодые воспитанники Трудовых Резервов. Нас поражает четкость построения, молниеносная смена цветов, костюмов, гимнастических фигур и пирамид.
Затем, 4000 танцоров – представителей 15 республик страны Советов символизируют сплоченность нашего народа. Огненные молдавские и грузинские пляски сменяет грациозный танец эстонцев… Но вот появляются снопы, - да, живые снопы – они пританцовывают и кружатся, образуя живую изгородь. Вдруг поле превращается в берёзовую рощу – это начался русский танец. Плавно, горделиво проплывают русские лебёдушки, залихватски юлой колесом вокруг них ходят ребята. Каждый танец встречается и провожается бурей аплодисментов. Но особенно неистовствует та делегация, представители которой в данный момент танцуют на поле. По этому признаку можно узнать местоположение всех делегаций союзных республик на трибунах стадиона. Музыка меняется , и теперь уже под звуки вальса кружится всё поле. И голова идёт кругом, когда смотришь на всё это.
Образуя четкие квадраты, поле заняли физкультурники института физкультуры имени Сталина. И вот с ошеломляющей быстротой откуда-то появляются 500 турников, а в центре возникает гигантский турник десятиметровой высоты. Как по мановению волшебной палочки, 500 гимнастов выходят на стойку. А на центральном гиганте – три наилучших акробата страны поражают зрителей своим мастерством. Мгновение – и турники превратились в брусья разной высоты.
- Выступают физкультурники высших учебных заведений страны – объявляет диктор.
Из всех ворот стадиона появились шагающие шеренги. Боже, сколько их?! Они уже заполнили всё поле. 5000 человек.
Квадраты сменяют ромбы, на смену вращающимся гигантским кругам приходят диковинные красочные орнаменты. И вдруг, все они бегут к центру, там что-то возникает, «растёт»… Ваза! Огромной величины ваза из ловких человеческих тел. Она плещется, переливается через края, играет всеми цветами радуги. А вокруг расцвели 4 сказочных цветка.
Человеческое воображение накалилось донельзя. Ещё чуть и кажется мозг перестанет понимать окружающее. Один молодой человек широко открыл рот, голова у него склонилась набок, лицо застыло, лишь движение бровей выдаёт в нём жизнь. Другой рядом – улыбается во весь рот , и изо рта через определённые промежутки времени вырывается тихое «га… га… га…». Третий неслышно шевелит губами и лишь изредка вскрикивает «ой!». Пожилой мужчина озираестя по сторонам и кричит:
- Непостижимо! Нет, так не бывает! Не может быть!
Какая то девушка, неподвижно улыбаясь, смотрит в поле. Только рука её размеренно дёргает рукав соседа. Пиджак с него уже сполз на одну сторону, но он этого не замечает – он весь там…
Уже спустились сумерки, вернее они хотели спуститься – тысяча прожекторов превращают ночь в день.
5000 физкультурников поднимают вверх загорелые руки и… что это?.. Вдруг, на глазах у всех заколосилось поле пшеницы. По нему пробегает рябь, волны, колышатся 10000 колосьев-рук.
Шумит, шумит высокая пшеница,
И ей конца и края не видать.
Вдруг, характер музыки меняется, налетает буря. Поле волнуется, бушует. Чёрными пятнами блекнут колосья в центре. Мурашки пробегают по коже – на поле легла зловещая тень атомной бомбы.
- Нет! – взорвалось над стадионом, и бомба перечеркнута двумя голубыми линиями. Призрак бомбы мгновенно исчезает. Возникает белоснежный силуэт голубя Мира. Живые буквы на семи языках пишут слово «МИР». Шквал, буря ураган оваций обрушивается с трибун. А яркие флажки уже нарисовали на поле патицветную эмблему фестиваля, и через всю восточную трибуну перекинулись трепетные, в буквальном смысле сло´ва, слова´ - «За мир и дружбу!». Охваченные единым порывом все вскакивают со своих мест, кричат, обнимаются, топают ногами и аплодируют. И тут где-то далеко, в глубине, робко возникает песня. Постепенно она крепнет, звук становится шире и мощнее. И вот уже поёт весь стадион:
Каждый, кто честен,
Встань с нами вместе
Против огня войны.
И кажется, что звуки этой песни слышны у стен Белого Дома и в Лувре, в бедной избушке японского крестьянина и привольных австралийских степях…
Л. Мильтер
Р. Малинский
~ § ~
Продолжение следует...
Отредактировано lev milter (10.06.2024 20:41:05)