Продолжение:
...7-й класс - время прощания с отрочеством, время юношеской романтики восприятия мира, романтики чувств, осмысления происходящих в стране и в мире событий, осмысления и своего места в этом мире. Мы, единственный 7-й класс, были старшими в школе (Более старших частично направили в ремесленное училище, частично – обучаться на производстве, а остальных объединили со старшеклассниками других школ.). Разные характеры, разные взаимоотношения, каждый по сво´ему интересен и неповторим: Коля Бурбель – всегда с озорной хитроватой улыбкой, гораздый на шутку, подковырку, выдумку; Римма Мерзликина – очень «правильная», и любящая делать замечания; спокойная уравновешенная Шура Дудкина; сосредоточенный и энергичный Иван Танаев (не любил, когда его называли Ваня, только - Иван); застенчивая, томная Римма Ли; очень серьёзный и невозмутимый Валя Красноштанов; Юра Мягков, Женя Лазарев и другие девчонки и мальчишки, несмотря на различие характеров, все мы были дружны и взаимосвязаны. Взрослые относились к нам с доверием. Орлеанская разрешала нам субботними вечерами, до 10 часов, в опустевшем здании школы устраивать вечера танцев. Кто-то приносил патефон, кто-то – пластинки. Девочки учили мальчишек танцевать. Помню, старательнее других делала это Римма Ли – самая маленькая в классе ростом. Вечером, после танцев, мальчишки провожали девочек домой. Тогда то и стали проявляться первые симпатии. Тогда то и возникла моя романтическая влюблённость, которая переросла потом в первую любовь к Белле Лишанской (Через несколько лет - после окончания института - она стала моей женой и матерью моих детей – Иры и Миши.).
Вместе с учителями мы, как старшие в школе, организовывали вечера отдыха для всей школы. В концертах школьной самодеятельности принимали участие ученики и учителя. Создавалась атмосфера взаимного понимания и доверия. Вместе с другими, я принимал в этом активное участие: читал стихи Симонова «Жди меня», с гитарой пел «В землянке», «Офицерский вальс», участвовал в постановках скетчей, которые ставились, в основном, на военную тему. Очень значительно и интересно прошёл вечер встречи Нового - 1943 года, в организации которого вместе с учителями принимал участие наш 7-й класс. Мы создали инициативную группу, обратились с письмом к руководству БМЗ, и нам разрешили закупить в «Продснабе» (Был такой отдел на БМЗ, занимающийся продовольственным снабжением города. Возможно, он существует и сейчас.) продукты для школьного вечера. Собрали деньги и, после многочисленных «уреза´ний» нашего заказа по инстанциям (всё-таки - карточная система), закупили 1 кг. «маринки», 10 кг картофеля, одну пачку чая и 2 кг печенья. По тем временам это много значило.
Вечер состоялся замечательный. Мы сообща готовили еду: кто-то чистил и резал «маринку», кто-то готовил чай, а мне вместе с Сокольским пришлось чистить картошку. Тогда же он обучил меня, как нужно снимать с картофеля тонкую шкурку, чтобы было экономно. Специальных ножей, как сейчас, тогда не было, и требовался определённый навык. В учительской комнате составили столы и устроили ужин. Ёлки не было, Но мы украсили холл перед сценой самодельными флажками, выпустили стенгазету с подборками карикатур на «фрицев», отчасти срисованных из газет и журналов и с сатирическими стишками. Были у нас и танцы вокруг воображаемой ёлки под патефон. Мальчишки, как галантные кавалеры (На заплатанные кое-у-кого штаны внимания никто не обращал.), с гордостью приглашали девочек и женщин-учителей на фокстроты, танго и вальсы. Мы чувствовали себя взрослыми – мы ими становились...
В школе была учительница младших классов. Имени её не помню, но её дочь – Леру – запомнил хорошо. Она была старше нас и в школе не училась, но на этот вечер пришла вместе с матерью. Никто ещё не знал, что она прекрасно играет на фортепиано. В разгаре вечера она подсела к роялю, «скучающему» возле сцены, и заиграла. Она играла прекрасную музыку. Эту музыку я уже слышал раньше, но не знал, как называется это произведение и кто автор. Это была «2-я - венгерская - рапсодия» Листа. Все присутствующие замерли от неожиданности и, в каком-то зачарованном гипнотическом состоянии, стали приближаться к роялю и окружили его плотным кольцом. Вот здесь, у себя в школе, в такое время, мы слушали «живую» музыку, да какую!.. Потом мы узнали, что в числе очень немногих, Лера с мамой чудом смогли выбраться «Дорогой жизни» из блокадного Ленинграда, где Лера не успела окончить музыкальное училище. После этого мы иногда вечерами собирались у рояля и Лера для нас играла. Это были праздники души. Это было моё первое заинтересованное знакомство с классической музыкой.
продолжение следует...
Отредактировано lev milter (13.11.2012 10:09:19)