Р. Н. Базилев. Из книги "Записки механика". Продолжение.
Заключение
Те, кто прочитал полностью «Записки», могут подумать, что автор «Создал сам себя» (так часто говорят американцы).
Конечно, автор приложил много труда, упорства, знаний, времени для достижения тех или иных успехов в ремонтных делах на предприятиях цветной металлургии, но я бы ничего не добился, если бы рядом не было мудрых и высококвалифицированных наставников, товарищей, дружеского плеча соратников.
К их числу я ещё раз с огромным уважением отношу самых близких. Это:
по Балхашу -
Азбель Абрам Аркадьевич - главный механик,
Шевченко Иван Тимофеевич - механик,
Кепп Густав Августович - начальник фабрики;
по Павлодару:
Прокопов Игорь Владимирович - директор завода,
Захаров Владимир Иванович – нач. рембазы;
по Казминцветмету:
Донченко Александр Степанович - гл. механик,
Тесленко Гордей Григорьевич - зам. нач. Управления;
по Управлению главного механика:
Ельцев Фёдор Павлович - нач. Управления,
Мороз Александр Григорьевич - директор СЦМР,
Басов Александр Иванович - зам. нач. Управления;
по Управлению оборудования:
Грибовский Михаил Маркович - нач. ГУМТС,
Вяльшин Валентин Иванович - зам. нач. Управления,
Семенченко Дмитрий Кондратьевич зам. нач. Управления,
Козлов Лев Васильевич - зам. Министра.
И, конечно, ещё раз с благодарностью склоняю голову перед дорогим для всех цветников образом Министра Петра Фадеевича Ломако, который очень по доброму ко мне относился, часто называл «сынком» (с его старшим сыном мы одногодки), всегда откликался на решения вопросов с другими министрами и всеми вышестоящими организациями, часто брал с собою в командировки, защищал от жалоб и наветов. Низкий ему поклон!
Может быть, я много написал, но в голове значительно больше и если нужны разъяснения, дополнения - к обсуждению готов.
Март 2011
Приложение I
Основные даты жизни и деятельности
21 декабря 1928. Родился в г. Бахмач Черниговской области (Украина).
Июнь 1937. Переезд с родителями в г. Балхаш Карагандинской обл. (Казахстан).
1938 - март 1943. Ученик школы 1 8 г. Балхаша.
Март 1943 - сентябрь 1944. Электромонтёр Балхашского участка треста «Казэлектромонтаж».
1944 - июнь 1948. Учащийся Балхашского горнометаллургического техникума.
Июль 1948 – март 1950. Механик по ремонту буровых станков участка № З Коунрадского рудника Минцветмета СССР
Март 1950 - ноябрь 1954. Служба в Советской армии, ВВС, сержант, радиотелеграфист 1 класса.
Ноябрь 1954 - март 1959. Сменный механик, механик участка, старший механик медной обогати-тельной фабрики Балхашского медьзавода Минцветмета СССР.
Март 1959 - ноябрь 1968. Заместитель Главного механика Балхашского горнометалургического комбината.
Февраль 1960. Женитьба на Нине Ивановне Разливаевой.
Октябрь 1961. Рождение дочери Татьяны.
Февраль 1966. Рождение дочери Елены.
Ноябрь 1968 - октябрь 1975. Главный механик Павлодарского алюминиевого завода (г. Павлодар, Казахстан).
Октябрь 1975 - сентябрь 1980. Заместитель начальника Главреммашцветмета Минцветмета СССР (г. Москва).
Октябрь 1980 - март 1988. Начальник Управления оборудования Минцветмета СССР.
Март 1988 - октябрь 1989. Начальник Главного управления оборудования и комплектации Минцветмета СССР.
Октябрь 1989 - февраль 1992. Первый заместитель по цветной металлургии начальника Всесоюзного объединения «Союзметаллургкомплектоборудование» (г. Москва).
Март 1992 - июль 1994. Директор проекта передвижных обогатительных фабрик АО «Цветметинвест» (г. Москва).
Июль 1994- июль 1997. Пенсионер.
Июль 1997 - октябрь 2003. Комендант дачностроительного кооператив ДСК «Лесные Поляны» (Пушкинский район, МО).
С октября 2003 - Работа в общественной организации ветеранов-металлургов.
Приложение II
Поощрения, награды
За отличные успехи в школе, боевой и политической подготовке в армии, за достижения в соцсоревновании на предприятиях и выполнении личных творческих планов по модернизации, механизации основных фондов предприятий, а так-же юбилейных дат, удостоен наградами и поощрениями:
- Двумя орденами Трудового Красного знамени (1971, 1985);
- Орденом «Полярная Звезда» (МНР) (1984);
- Семью медалями СССР и РФ (1971-2010);
- Четырьмя памятными медалями КПРФ (2005-2010);
- Почётным званием «Заслуженный металлург РСФСР»;
- Званием «Почётный ветеран» г. Москвы;
- Внесением в «Книгу Почёта» Павлодарского алюминиевого завода;
- Нагрудным знаком «Отличный связист» Минобороны СССР (1953);
- Двумя нагрудными знаками Гражданской обороны СССР (1972, 1987);
- Двумя нагрудными знаками «Отличник соцсоревнования Минцветмета СССР»;
- Пятью нагрудными знаками «Победитель соцсоревнования» СССР;
- Тремя Почётными грамотами МЦМ СССР и ЦК профсоюза металл. промышленности;
-- Грамотой Московского Городского Совета ветеранов;
- Серебряной медалью ВДНХ СССР;
- Другими похвальными, почётными грамотами.
***
(В конце книги Р. Н. Базилев посвящает отдельную главу рассказам «О друзьях, товарищах». В частности, он пишет: «Так в жизни случилось, что не помню ни одного дня, когда бы я был вне коллектива… и в каждом коллективе по истечении какого-то времени появлялись друзья, которым я буду благодарен и буду помнить до конца дней своих. Обо всех рассказать не могу: их несколько десятков, но есть очень близкие, с которыми был дружен, или дружен до сих пор на протяжении не одного десятка лет.» Из приведённых в книге Базилева рассказов о друзьях, я приведу здесь лишь один рассказ, которому Базилев уделил особое внимание – о Главном механике Балхашского Горнометаллургического Комбината А. А. Азбеле. Л. М.)
Азбель Абрам Аркадьевич (1910-1980)
Главный механик Балхашского ордена Ленина Горно-Металлургического Комбината имени 50-летия Октябрьской революции.
В своей книге «Цветная металлургия в годы Великой Отечественной войны» Министр цветной металлургии Петр Фадеевич Ломако, оценивая работу Балхашского медьзавода, отметил: «Под руководством главного механика Азбеля и начальника ремонтно-механического цеха Калашникова наладили отливку из лома футеровочных плит для шаровых мельниц и рудоразмольньих шаров чугунных, а затем стальных. Это позволило предотвратить неизбежные перебои в работе самой крупной в отрасли обогатительной фабрики и освободить от поставок этих материалов заводы, занятые выполнением заказов оборонной промышленности» «ЦМ в годы ВОВ», М., «Металлургия», 1985 г., стр. 111-112).
Это было в 1943 г. - самом напряженном для страны годом.
Позже эту фамилию будут знать большинство механиков предприятий цветной металлургии, поскольку Абрам Аркадьевич был во главе механослужбы комбината более 30 лет принимал самое активное участие в становлении комбината и выходе его в передовые предприятия отрасли, создал целую школу механиков с современными взглядами на роль и значение механослужбы в обеспечении хорошей, ритмичной работы предприятия.
Выпускник Ленинградского Горного института горный электромеханик Азбель был направлен в Забайкалье, на Дарасунский рудник.
После трех лет работы его перевели на Риддерский свинцовый завод (позже Лениногорский полиметаллическвй комбинат), где на разных должностях, вплоть до главного механика, прошел хорошую школу проведения ремонтов горного и обогатительного оборудования, организации производства за-пасных частей в крупнейшем по тому времени механическом цехе, которым руководил Владимир Васильевич Бухмеер - специалист-машиностроитель высочайшего класса.
В конце 1942 - начале 1943 гг. на Балхашском медьзаводе, самом крупном медеплавильном производстве отрасли, сложилась острая ситуация: высокая аварийность с оборудованием, недостаток многих технологических и ремонтных материалов (помольньих шаров, сернистого натрия, транспортерной ленты и др.), острый недостаток запасных частей, поскольку недоставало станочников, а недостроенную ремонтную базу занял эвакуированный из Кольчугино завод по обработке цветных металлов.
В этот сложнейший период, в марте 1943 г., Абрам Аркадьевич был назначен главным механиком медьзавода.
В этом же году было организовано производство футеровки и шаров, о которых упомянул Министр в своей книге. Еще многие годы кокили, в которые отливали по 7 шаров одновременно, напоминали работникам рембазы о тех героических буднях.
Но это был лишь эпизод.
Главной заботой главного механика на ближайшие 10 лет стал дробильный цех, где было максимальное количество аварий и простоев.
Был установлен жесточайший график планово-предупредительного ремонта оборудования, расписан регламент ремонта каждого агрегата с установлением строго ограниченного времени простоя. Такого графика придерживались все службы завода десятки лет. Модернизации подверглось без исключения все оборудование цеха.
Одновременно были начаты работы по совершенствованию оборудования цеха - расширению конвейеров с ширины ленты 1400 мм до 1600 мм, затем 1800 мм, улучшению конструкции перегрузочных узлов приводов, установки металлоулавливающих устройств.
А в начале 50-х гг. была произведена реконструкция корпуса среднего и мелкого дробления с установкой третьей стадии дробления (восьми дробилок КМД-2200). Только после этого цех начал рабо-тать стабильно, но контроль над ним никогда не ослабевал.
С первых дней работы главный механик очень большое внимание уделял ремонтной базе завода.
Несмотря на ограниченные возможности и литейного, и механического цехов, осваивалось производство необходимой номенклатуры чугунного и стального литья, расширяли возможности механообработки деталей.
Порой при изготовлении какой-то шестерни или сложного вала приходилось часами стоять у станка рядом с девочкой-выпускницей ремесленного училища, следя за тем, чтобы не «запороли» деталь. И случалось это довольно часто.
В середине 50-х гг. наступила очередь реконструкции медной обогатительной фабрики, где оборудование проработало около 20 лет в том числе в военный период без серьезных ремонтов, износилось физически и устарело морально.
И здесь Абрам Аркадьевич прилагает большие усилия - ведь реконструкция осуществляется хоз-способом за счет средств капремонта - закрепляет за фабрикой конструкторскую группу, бригады ремонтно-строительного и монтажно-ремонтного цехов, часто бывает на рабочих местах, следит за ходом реконструкции.
За 1956-1958 гг. было реконструировано (с удлинением барабанов на 710 мм) 24 стержневых и шаровых мельницы, 30 реечных и чашевых классификаторв, параболическлй бункер длиной 180 м, десятки зумпфов.
С 1956 по 1962 гг. заменено более 1400 камер флотомашин типа «Фаренвольд» на отечественные «Механобр-6» и «Механобр-7», заменены сушильные барабаны для сушки меднго концентрата с диаметра 2200 мм на диаметр 2400 мм.
По его рационализаторскому предложению вакуум-фильтры завода «Прогресс» изменены на сдвоенные, что позволило на тех же производственных (очень ограниченных) площадях увеличить площадь фильтрации каждого фильтра с 51 до 90 кв. м.
С его активным участием проведены большие реконструктивные работы в конвертерном и отражательном переделах металлургического цеха.
В 50-х и 60-х гг. медьзавод интенсивно строился. В 1952 г. были введены в эксплуатацию анодный передел металлургического цеха и крупнейшее по тому времени электролизное производство, которое продолжало расширяться, были введены в 1959 г. цех производства сернистого натрия, в 1962 г. - цех серной кислоты, в 1964 г. - цех производства бескислородных вайербарсов - первый в Советском Союзе на отечественной технологии.
Обновлялась техника на Коунрадском руднике и других производствах комбината.
По настойчивой инициативе Абрама Аркадьевича в 1949 г. строится и вводится в эксплуатацию механический цех № 1, а в 1963 г. - мехцех № 2, с пуском которого рембаза обрела способность обрабатывать практически все детали для оборудования комбината.
Новые производства и новое оборудование всегда требуют новых подходов к эксплуатации и ремонту, совершенно других запасных частей и материалов.
Грамотная работа механослужбы, возглавляемой А.А. Азбелем, позволила освоить новые мощности без проблем. В 1958 г. от слияния медьзавода, завода по обработке металлов и Коунрадского рудника образуется Балхашский Горно-Металлургический комбинат. А.А. Азбеля безоговорочно назначают главным механиком комбината.
Состояние влившихся в комбинат предприятий, особенно Коунрадского рудника, нельзя было назвать блестящим. Рудник постоянно недопоставлял руду, с поставляемой рудой в дробилки систематически попадали зубья ковша, звенья и другие детали экскаваторов, бурстанков, куски рельс и др., вызывая аварии и простои.
Для стабилизации работы понадобилась смена руководства рудника и его механослужбы.
И опять все начиналось с жесткого графика ППР горного оборудования, обеспечения запасными частями, резкого повышения культуры производства.
К концу семилетки рудник уже работал нормально.
По инициативе главного механика в 1959-1960 гг. была разработана Программа механизации тяжелых и трудоемких работ на комбинате, включая работы на Коунрадском руднике и заводе ОЦМ. Были обследованы все трудоемкие работы и операции как основных, так и в вспомогательных цехах и производствах, привлечены к обсуждению исполнители тяжелых и трудоемких работ.
И эта программа была выполнена
За 1960-1 970 гг. выполнено более 270 мероприятий с затратами более полутора млн рублей.
Было установлено более 85 кранов и кранбалок грузоподъемностью от 5 до 15 т, установлено более 70 монорельсов с тельферами, внедрено много различной техники, облегчающей ручной труд (тележки с лебедками, домкраты и др.)
Уже с середины 50-х гг. в коллективе медьзавода сложилось твердое убеждение, что главный механик является третьей фигурой после директора и главного инженера.
А. А. Азбель еженедельно, по своему графику, обходил цехи основного производства и был в курсе всего происходящего, регулярно рассматривал с широким кругом заинтересованных работников текущие и перспективные вопросы изменения, внедрение вместо быстроизнашиваемых деталей износостойких чугунов, легированных сталей, резиновых изделий, применение износостойких наплавок и др.
Но, наверное, главной заслугой Абрама Аркадьевича было создание в службе главного механика коллектива единомышленников, таких же нацеленных, устремленных, упрямых в достижении поставленных задач и не представляющих себе другой работы и другого руководителя.
Многие из них - начальник конструкторского бюро Константин Макарович Маков, начальник бюро запчастей Ольга Сергеевна Альцена, инженеры Федор Евсеевич Голубев, Яков Гаврилович Сулимин, Иван Тимофеевич Шевченко, Алексей Васильевич Тепляков и другие проработали с Абрамом Аркадьевичем по 25-30 лет и считают эти годы счастливым периодом своей жизни. Уходили от него в основном на повышение.
За 30 лет нахождения в должности главного механика завода и комбината Абрам Аркадьевич награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета», медалями. Он «заслуженный рационализатор Казахской ССР», имеет пять авторских свидетельств на изобретения и десятки других поощрений
С уходом в 1974 г. на пенсию Абрам Аркадьевич переехал к сыну в Алма-Ату, где основную часть времени посвятил внучке - ее учебе в школе, подготовке к поступлению в институт. Как он сам шутил: «Компенсирую недостаток внимания, которое не смог уделить детям». Это, конечно, из-за работы.
Но деятельностью механослужб союзного министерства и Казахстана интересовался до своих последних дней.
Абрам Аркадьевйч своей целенаправленной деятельностью, глубоким пониманием роли и места ремонтной службы в работе предприятия, внедрением передовых форм и процессов в ремонтном производстве практически создал свою школу механиков.
Из этой школы вышли бывшие заместители главного механика:
Георгий Константинович Нестеренко - ушедший в 1958 г. в Карагандинский Совнархоз, а позже заместителем главного механика Джезказганского горно-металлургического комбината;
Руслан Николаевич Базилев - с 1968 г. главный механик Павлодарского алюминиевого завода, а с 1975 г. - зам. начальника Управления главного механика Минцветмета СССР;
Виктор Николаевич Лю - с 1969 по 1988 гг. главный механик Алмалыкского комбината.
И сам Балхашский комбинат со стороны главных механиков больше не привлекал, и его механо-службу возглавляли до конца ХХ в. ученики и последователи Абрама Аркадьевича - Алексей Егорович Чечущков, Дмитрий Николаевич Тарасенко, Николай Петрович Гарипоглы и др. Так что школа А. А. Азбеля жива до сих пор.
В заключение, в подтверждение сказанного, я хотел бы принести оценку ремонтной службы Балхашского комбината того периода, данную министром П. Ф. Ломако по итогам VIII пятилетки:
«Механическая служба Балхашского комбината провела большую работу по повышению качества деталей и узлов, модернизации оборудования. Реконструкции ненадежных узлов, внедрению узлового метода ремонтов с широкой механизацией трудоемких ремонтных работ, применению сетевого планирования при ремонте основного горно-транспортного и металлургического оборудования.
Внедрение этих мероприятий позволило увеличить межремонтный пробег и сократить сроки ремонтов оборудования». (П.Ф. Ломако. «Цветная металлургия от съезда к съезду». М., «Металлургия», 1971, стр. 42-43).
По-моему, более высокой оценки ремонтной службе предприятия и ее Главному механику заслужить невозможно!
Ограниченные рамки этой книги мне, проработавшему рядом с Абрамом Аркадьевичем 14 лет, в том числе 10 лет его заместителем, и поддерживающим с ним контакты до 1979 г., не дают возможности раскрыть все стороны деятельности, характера, увлечений этого замечательного, умного и мудрого человека, прекрасною товарища и друга, семьянина, отца двух прекрасных детей, гражданина и патриота своей страны.
На этом заканчивается повествовательная часть публикаций из книги Р. Н. Базилева.
Продолжение следует.
Отредактировано lev milter (01.02.2014 18:13:16)