Р. Н. Базилев. Из книги "Записки механика". Продолжение.
Служба в Советской Армии
С рудника нас призвали 6 или 7 человек. Мы предупредили об этом своих руководителей, но никакой реакции не последовало до самого отъезда со станции Бертыс в Караганду. Когда мы уже сидели в вагонах, на перроне появился начальник отдела кадров рудника и начал выкрикивать фамилии, кого вновь забронировали и они могут не ехать. Но пока он кричал у соседнего вагона - поезд тронулся, а вокзал остался. Мы с Мишей Гуминым, попавшие в один вагон, поехали служить.
Всего из Балхаша нас выехало сто человек. В Караганде к нам присоединили еще триста и сформированный эшелон 23 марта направился в Приморский край.
На ж. д. станцию Манзовку Приморского края попали только 22 апреля. Транспортировали нас в товарных вагонах и поскольку в пути через Сибирь были серьезные морозы, мы постоянно топили буржуйки. Едой был в основном сухой паек - это около одного кг хлеба, банка тушенки (400 г), масло, сахар, каши. За месяц мы изрядно ожирели. По пути было несколько остановок - для принятия горячих обедов, мытья в банях - в Омске, Новосибирске, Тайге, Красноярске, Благовещенске, Хабаровске. В Манзовке нас раздали по разным воинским частям ВВС, в основном в батальоны техобслуживания авиаполков. Часть нашего пополнения - примерно 80 человек - направили в с. Ворфоломеевка, где размещалась авиадивизия бомбардировщиков Пе-2 и 35-я авиатехническая дивизия с отдельными батальонами обслуживания авиаполков.
Конечно, проезд от Балхаша до Петропавловска, а затем по Транссибу почти до Владивостока оставил неизгладимое впечатление на всю жизнь. Это около семи тысяч километров проносящейся мимо тебя тайги, это реки, одно название которых вызывает величественное чувство, что ты россиянин - Иртыш, Обь, Енисей, Ангара, Амур-батюшка, Уссури... Глядя на них, чувствуешь необычайную мощь природы - Енисей мощью своего потока; Ангара - единственная вытекающая из Байкала могучая река, хотя впадает в него более двухсот рек и речек, включая Селенгу; Амур особенно в районе Хабаровска, уже кажется не рекой, а морем и пятикилометровый мост через него подтверждает это.
Очень глубокое впечатлении осталось от Байкала и не потому что он самый глубокий из озер, а главным образом от ожерелья туннелей Транссиба от Листвянки до Слюдянки, где было сооружено 54 туннеля длинною каждый от нескольких десятков метров до нескольких километров. Мы с удивлением наблюдали что на отдельных участках дороги туннелей так много что голова эшелона входит в один туннель, середина эшелона находится во втором, а хвост выходит из третьего туннеля.
Жаль что со строительством Ангарской ГЭС (1955 г.) этот участок дороги был затоплен водохранилищем, и молодое поколение уже не увидит эту экзотику и чудо инженерной мысли железнодорожников первых четырех лет двадцатого века. А новую дорогу проложили сверху.
От названий малых городов и ж. д. станций - целый рой мыслей, а своей оригинальностью названия врезались в память сразу и навсегда - Тайга, Яя, Боготол, Ачинск, Тайшет, Тулун, Зима, Листвянка, Слюдянка, Магоча, Ерофей Павлович, Сковородино, Облучье, Волочаевка, Иман, Спасск-дальний, просто музыка какая-то...
Четырежды я проехал по этому маршруту, а позже, уже работая в Павлодаре и Москве, ни раз бывал в этих местах, и каждый раз меня охватывали чувство гордости, восхищения за нашу огромную и столь разнообразную по природе и укладу жизни Россию. В Ворфоломеевку, где базировалась наша войсковая часть, мы прибыли 23 апреля 1950 года.
Далее - курс молодого бойца со всеми атрибутами и воинская присяга, которую мы приняли 31 мая 1950 года.
Это была вторая клятва Отечеству (первая - при вступлении в Комсомол в 1942 году) в верности честному ему служению и защиты его интересов и рубежей.
Позже еще клялся при вступлении в члены КПСС в июне 1953 года. Этим клятвам я остаюсь верен и до сегодняшнего дня и, надеюсь - до отправления в мир иной.
Глубоко убежден, что порядочный человек может присягать на верность отчизне только один раз, а если он это делает в зависимости от конъюнктуры - это тряпка, а не мужчина!
Перед принятием присяги в наш взвод пришел очень симпатичный связист - старший лейтенант Вешняков, он переговорил со многими рядовыми на предмет набора в школу радистов при Отдельной роте связи 35-й авиатехнической дивизии. Многие из нас согласились, и с 1 июня 1950 г. меня и несколько моих друзей - Ивана Рыльского, Михаила Гумина, Петра Потапова соответствующим приказом зачислили курсантами школы связи в/ч 65353. Начались занятия: изучение азбуки Морзе, работа ключом, изучение основ электротехники, радиотехники, Кю-кода, радио-кода, матчасти радиостанций, уставов и др. Нормальный курс школы радистов составляет 10,5 месяцев, однако события внесли коррективы. 25 июня 1950 года началась война в Корее. В первые же дни этой войны нас начали в час ночи поднимать по тревоге (отбой в 22:00), и возить на ж/д станцию Семеновка (теперь г. Арсеньев) для погрузки в Корею авиабомб 100 и 250 кг и ящиков с крупнокалиберными патронами. Погрузка как правило продолжалась с 2:00 до 4:00, к 5 утра мы возвращались в казарму и объявлялся «отбой», а в 6:00 объявлялась команда «подъем!» и дальше всё по расписанию, будто ночью мы спали. Почти как на фронте.
Позже, когда в Корее Американцы высадились в Чемульпо и пленили всю северокорейскую армию, а Китай принял решение о посылке в помощь Ким Ир Сену «китайских добровольцев», нам сообщили, что срок обучения нашего курса значительно сокращается. Временно отменили строевую и физподготовку и часть личного времени, сосредоточив внимание на спецподготовку и матчасть.
Еще лето 50-го в Приморье запомнилось тем, что 11 июня начался дождь как из ведра и продолжался непрерывно до 21 июня, это принесло много бед. В районе Лесозаводска размыло железную дорогу Хабаровск-Владивосток, и она до 30 июня не работала. В Приморье смыло почти все мосты. Уровень даже мелких речушек поднялся на 5-б метров. Для спасения жителей Ворошилова-Уссурийского из Владивостока своим ходом направлялись катера Тихоокеанского флота.
Это было первое наводнение, которое я видел в своей жизни. Мы круглые сутки ходили насквозь промокшими, правда потом, до выпадения снега (вторая половина октября) ни одного дождя в приморье не было.
Ускоренное обучение многим нашим курсантам оказалось не под силу. Из 30 человек нашей группы радистов экзамены на третий класс радиотелеграфиста сдали двое - я и Иван Волчков, остальные ребята отправились в части без классности.
15 ноября нас - меня, Ивана Рыльского, Петра Потапова откомандировали в в/ч 62235 (276 ОБАТО АП 76 АТД). В этом отдельном авиатехническом батальоне я прослужил до демобилизации в конце 1954 года.
Авиаполк ПЕ-2 и батальон располагались у деревни Телянза (речка с таким же названием) Якoвлевского района. Меня, как классного радиста, назначили телеграфистом на радиостанцию SCR-399 средней мощности американского производства, хотя мы изучали отечественный РАФ. Начальником радиостанции был старший сержант Михаил Юхименко, хотя должность офицерская. Он был призван в 1942 году, вместе с авиаполком и батальоном, участвовал в боях под Кёнигсбергом, после чего их перебросили в Приморье. Демобилизовался Михаил в 1951 году. Командиром взвода был старший лейтенант Махов, призванный из запаса в 49-м году (до этого был демобилизован в 1946 году) и к концу 1954 дослужился до майора. Начальником штаба был майор Типикин, замполит Суворов Александр Васильевич, но не генералиссимус, а майор.
Ивана Рыльского и Петра Потапова распределили на две другие радиостанции, это были хорошие товарищи и надежные друзья, с которыми мы вместе служили до демобилизации. Обслуживали мы самолеты ПЕ-2. Это пикирующий бомбардировщик среднего радиуса действия, который честно «отработал» с начала войны до 1952 года. В начале 1951 года меня назначили старшим радиотелеграфистом, а после демобилизации Михаила Юхименко - начальником радиостанции.
Здесь в Телянзе мы проработали две суровых зимы, включая 45-градусные морозы в течение трёх недель зимой 51-го года. Благо, Коунрад приучил меня к суровым зимам, да и одевали нас, обслуживающий персонал аэродрома, хорошо - технические брюки и куртки толщиной 5-6 сантиметров, унты, меховые рукавицы, могли спать на морозе. В апреле 1952 года меня направили в Ворошилов-Уссурийский на курсы переподготовки начальников радиостанций и командиров подразделений радиосвязи, для изучения и освоения новых ультракоротковолновых радиостанций, которыми оснащались новые самолеты (МиГ, Ил и др.)
Кстати первый самолет МиГ-15 мы увидели в июне 1950-го года на аэродроме в Варфоломеевке, что-то у него случилось и он сел на аэродром бомбардировщиков. Офицеры, сержанты, рядовые рядом расположенных трех авиаполков и батальонов толпами бежали к месту посадки МиГа, чтобы рассмотреть и пощупать это чудо.
Кажется, это был первый МиГ в Приморье
На курсах были в основном офицеры в чине от лейтенанта до майора, но было и несколько сержантов и один ефрейтор, это я. Курсы были организованы на хорошем техническом уровне и по теории, и по матчасти и во все войсковые части, от которых были курсанты, были занаряжены УКВ радиостанции Нам в часть поступила радиостанция «Ястреб». Вернулся я с курсов в середине июня. В это время у меня произошло очень важное событие - 22 июня 1952 года меня приняли в кандидаты членом ВКП(б). Кандидатскую карточку вручал начальник политотдела дивизии полковник Колупаев. Это был очень интересный человек: внешним видом, в том числе ростом, лицом, лысиной очень похожий на Ленина. Позже, контактируя с ним более двух лет как зам. секретаря комсомольской организации нашего батальона, встречаясь на разных совещаниях и конференциях, я видел в нем умного, доброжелательного организатора, настоящего коммуниста, способного повести за собою массы, и с которого можно брать пример во всём. Хорошо бы таких людей побольше.
В начале августа 52-го года наш полк и батальон перебазировали в г. Спасск-дальний. Разместили нас рядом с ж/д станцией Мучная в армейских палатках, т. е. в летнем лагере.
Там в 3-й эскадрилье произошел случай, который нам сослуживцам стал уроком на всю оставшуюся жизнь.
Два сержанта призыва 1943 года, готовясь к дембелю, решили обогатиться за счёт своих сослуживцев. Пострадавшие устроили тайное наблюдение за каптеркой и в одну из ночей засекли этих татей. С этими ворами солдаты эскадрильи «поговорили» с 11 вечера до 5 утра, а затем выбросили на линейку. Утром дежурный по части, обходя гарнизон обнаружил их и доложил командиру полка. Полковник Лабин пригласил весь состав эскадрильи, всех внимательно выслушал и принял решение провинившихся отправить домой немедленно, т. к. эшелоны с демобилизованными уже формировались. Ребят снабдили имуществом строго по уставу, отвезли на станцию и аккуратно посадили в вагон. Думаю у всех, кто следил за этой драмой, уже до конца жизни не возникало желание что-либо украсть или взять чужое.
Сейчас бы «дерьмократы», Союз солдатских матерей и др. подняли бы крик на весь мир о дедовщине, издевательствах в армии и т. д., а мы считали, что это самый верный способ воспитания.
Особых дел в этот период в части не было, и я попросился съездить в отпуск в Балхаш. Мою просьбу удовлетворили, я съездил, но отпуск ничем не запомнился. Балхашским ребятaм было не до меня, а в Коунраде большинство друзей кроме Чертыковых разъехались. Большой радости от отпуска не получилось.
Вернувшись в середине октября в Спасск-Дальний я не застал на месте свою часть. Оказывается, она перебазировалась в село Вознесенское Харольского района в 11 км от ж/д станции «Лучки» в достаточно хорошо обустроенный и обжитый гарнизон, где кроме авиаполка и нашего батальона, базировались зенитный артдивизион, светодивизион (прожекторный) и рота стройбата. В гарнизоне были хорошие казармы, столовая, гаражи, клуб, небольшие здания техслужб и бетонные взлетно-посадочные полосы. К этому времени в наш полк начали поступать бомбардировщики Вл-28, сначала учебные, затем боевые. Начались полеты.
В то же время на наш аэродром перебросили два полка истребителей МиГ- 17, в связи с тем, что на их соседнем аэродроме начали возводить бетонную полосу вместо «железки», которыми в то время было оборудовано большинство аэродромов. У истребителей радиостанции были новые (УКВ), а наземные станции старые (РАФ). В результате договорённостей командиров авиаполков мне пришлось около трёх месяцев практически не уходить с радиостанции, так как полки летали по очереди, - один с утра, второй - вечером, третий - ночью.
Декабрь 1952 года. В авиаполк приезжает лейтенант (фамилию не запомнил) - футболист ЦЦКA, участник XV олимпийских игр в Хельсинки, член разогнанной И. В. Сталиным команды за проигрыш Югославам (5:5; 1:3). Лейтенанта назначают помощником замполита авиаполка по комсомолу. Я в это время был заместителем комсорга батальона обслуживания этого полка и принял участие в подборе ребят из нашего батальона для формирования футбольной команды.
В 1953 году благодаря такому тренеру команда выиграла первенство дивизии и заняла 2-ое место в первенстве авиакорпуса.
В начале 1954 года лейтенанта отозвали. В полку говорили, что его взял в команду ВВС Василий Сталин. С этого времени я «заболел» за армейскую команду, слежу за каждым чемпионатом (уже собрал коллекцию справочников-календарей), переживаю, злюсь, радуюсь... Более, чем за полвека «болезни» ни разу не предал, не перебежал в разные там «Динамо» и «Спартаки», ГЩКА, ЦСКА - это мой кумир до конца жизни.
В конце ноября 52 года мы получили ещё одну радиостанцию УКВ средней мощности на ЗИС-13О с прицепом для электростанции, меня перевели на неё. Для обеспечения её работы срочно пришлось подобрать из роты аэродромного обслуживания группу толковых ребят и начать их обучать работе радиста (уже без морзянки). Так как обученных радистов почему-то в часть не присылали.
Немного легче стало в конце февраля 53-го года, когда истребительные полки ушли в Корею под видом китайских добровольцев.
Но началась напряжёнка в связи со смертью Иосифа Виссарионовича Сталина - повышение готовности, митинги, траурные мероприятия и др.
В конце апреля уехал в длительный отпуск командир взвода Махов, а его обязанности возложили на меня, младшего сержанта, хотя были ребята званием повыше. Это не только ответственность за дисциплину во взводе, но и ответственность за обеспечение радиосвязью полётов авиаполка, телеграфные и телефонные связи внутри гарнизона и вышестоящими штабами, подготовка и проведение летней инспекторской поверки, строительства хозспособом ряда объектов для взвода и решение других проблем. Нужно сказать, что все ребята нашего взвода поддержали мою кандидатуру, и мы за 4 с небольшим месяца не допустили ни одного сбоя со связью, расширили телефонную станцию, удвоили площадь телеграфной станции, расширили гараж, при инспекторской поверке повысили классность 7 радистов и 5 телеграфистов. После летних учений авиаполков наш взвод занял в 54 Воздушной армии первое место среди аналогичных подразделений, и приказом представителя Ставки на Дальний Востоке, маршала Р.Я. Малиновского 10 связистов взвода были награждены нагрудными знаками «отличный связист».
За достигнутые взводом успехи командир части разрешил мне в виде поощрения (в порядке исключения, так как по уставу не положено) поступить в 10 класс Вознесенской средней школы рабочей молодёжи Хорольского района. Школа находилась примерно в 6 км от гарнизона, шефствовал над ней Ярославский оловокомбинат Минцветмета СССР, директором которого был Т. Виноградов. В классе нас было 14 офицеров и 2 сержанта. В школу нас увозил и привозил автобус. Несмотря на 9-летний перерыв изучения курса 10-го класса, учёба шла легко, учитывая, что основной раздел физики в 10 классе - электричество, мне, как радисту, было просто изучать и отвечать. Физику в нашем классе вела жена Виноградова, которая, зная мою специальность, просила подробно осветить разделы электротехники, радиотехники и устройство приборов. Эта «взаимовыручка» привела к знакомству с директором комбината, который весной 1954 года предложил мне содействие в поступлении в Дальневосточный политехнический институт с тем, чтобы я по его окончании приехал работать на Ярославский ГОК. Но я отказался, посчитал, что для меня Балхаш и Казахстан дороже.
Сержант, начальник радиостанции авиаполка.
Несколько ранее, в августе 1953-го года, после окончания Корейской войны, что-то похожее уже было. Меня пригласил начальник штаба нашего батальона, предложил сдать несколько экзаменов в комиссии при штабе армии и получить чин младшего лейтенанта, а дальше решить - продолжать службу или уволиться в запас. Я прикинул - если в 25 лет младший лейтенант, то капитаном смогу стать только в 35, а к 50-ти, если окончишь академию и не будет ни одного взыскания - подполковником.
Уже имея лейтенантский чин в промышленности (горный техник 3-го ранга), на гражданке мог бы достичь большего и отказался, но демобилизовался на год позже.
Вечернюю школу я закончил на отлично, в аттестате, только две четверки, главная задача по подготовке к поступлению в институт была выполнена.
Последние месяцы службы ничем особенным не запомнились, так как «стариков» в основном интересовали даты дембеля, кто-то должен был уехать раньше, чтобы застать навигацию, кто-то позже...
Но в начале сентября стало известно, что 1-го октября 1954-го года будет с помпой отмечено пятилетие КНР - нашего союзника по войне в Корее, в связи, с чем дембель откладывается на конец октября.
Действительно, пятилетие КНР отметили с помпой. Кроме торжеств, на которые приехал Н. С. Хрущёв и министр обороны Булганин и подарили Китаю Порт-Артур и порт Дальний, были устроены громадные учения войск Приморского и Хабаровского военных округов, Тихоокеанского флота и флотов Китая и Северной Кореи. Учения шли с 5-го по 12 октября, а до 20-го шёл «разбор полётов». Учения Хрущёву понравились. Лётчики нашего полка за отличные бомбёжки получили именные часы, а ряду сержантов за отличия в учениях (в том числе и мне) разрешили при демобилизации уехать не товарняком, а пассажирским поездом. Это за время службы у меня было 45-ое и самое ценное поощрение.
23-го октября я убыл из части, вечером в Манзовке встретил Сашу Шмулёва, с которым вместе призывался, и который ехал домой в Балхаш после Кореи.
В Балхаш мы приехали 4-го ноября 1954-го года. Так закончился очень важный этап жизни - возмужание, приобретение ответственности. И отдан долг Родине.
Продолжение следует.
Отредактировано lev milter (27.12.2013 19:49:24)