23 августа 2013 года ушёл из жизни Руслан Николаевич Базилев – наш земляк, проживший в Балхаше более 30 лет. В Балхаше прошли его школьные годы (8-я и 4-я школы), учеба в Балхашском Горнометаллургическом Техникуме, работа на производстве, сначала простым электромонтёром, а после окончания техникума – механиком по ремонту буровых станков на Коунрадском руднике, откуда был призван в армию. По окончании службы вернулся в Балхаш. Работая в механослужбе БГМК (Обогатительная фабрика, Отдел Главного механика), окончил Всесоюзный заочный Политехнический институт. Своим трудолюбием, целеустремлённостью, самодисциплиной, умением изучать и перенимать опыт товарищей по работе, вдумчивым отношением к делу, умением брать на себя ответственность даже в самых критических ситуациях, он сумел от простого электромонтёра вырасти до начальника Главка Министерства Цветной Металлургии СССР. В нём органично сочетались высоко-классные инженерные качества с поэтической одухотворённостью его натуры, что отражалось и в его стихотворном творчестве. Его дневники и записные книжки заполнены именами сослуживцев, друзей, людей, с которыми ему приходилось общаться по жизни и по работе. Его высокая нравственность, личное обаяние, интеллигентность, внимательное отношение к людям, умение ценить дружбу сниcкали ему любовь и уважение людей, соприкасавшихся с ним по работе и по жизни.
В книге Р. Н. Базилева «Записки механика» имеются разделы посвящённые истории цветной металлургии СССР, организации и развитию ремонтных служб предприятий отрасли, с которыми тесно связана биография автора. Автор подробно рассказывает о своей личной жизни, учёбе, службе в армии, этапах трудового пути, о друзьях, товарищах и соратниках, имена которых изобильно представлены в книге, а так же о семье и детях. В наблюдениях, отражённых в его книге есть много интересных и впервые опубликованных фактов из истории Балхаша и Комбината.
С именем Базилева у меня связано много воспоминаний о нашей совместной плодотворной работе в системе цветной металлургии Казахстана. Буквально, за несколько дней до своей кончины, Руслан Николаевич успел передать для меня авторский экземпляр своей книги. С любезного согласия дочери Руслана Николаевича, Татьяны Руслановны, я начинаю публикацию отрывков из его книги на нашем «Балхашском Форуме». Полагаю, что в этой публикации многие балхашцы найдут знакомые события и имена. Книга может представить интерес как для людей непосредственно связанных с работой на Комбинате, ветеранов Комбината, так и для других балхашцев, интересующихся судьбой города. Здесь так же будут опубликованы и некоторые из его стихотворений. (Книга была издана в 2011 году.)
Предваряя начало публикации отрывков из книги Р. Н. Базилева, хочу выразить слова искреннего соболезнования и скорби по поводу невосполнимой утраты.
Лев Мильтер.
***
Р. Н. БАЗИЛЕВ
Из книги «ЗАПИСКИ МЕХАНИКА»
Из истории города Балхаша.
Что такое Балхаш? Это озеро. И город в Казахстане, где прошла половина моей сознательной жизни - с июня 1937 по ноябрь 1968 года, и который я считаю своей второй Родиной.
По моему понятию, озеро Балхаш - это остаток океана, который бушевал на просторах Средней Азии миллионы лет назад, пока в Азиатский континент не врезался Индийский остров, ставший полуостровом. Образовалась цепь гор - Гималаи, Алтай, Памир, Тянь- Шань, Гиндукуш и др., которые отсекли океан, и от него остались только частички - Каспий, Арал, Балхаш. И сегодня за десятки километров от озера, в абсолютно безводной части пустыни можно найти морские раковины. Да и находящуюся в 70 км севернее озера крупную, абсолютно лысую гору высотой 1200 м в таком виде «обработать» могли только штормы. На ней нет ни одного острого угла - все округлено, облизано ... Это Бектау-Ата.
До ХХ века Балхаш - озеро среди пустыни Бет-Пак-Дала, заросшее камышами, в которых водились тигры. Последний убит в 1916 году.
В 1928 году геологи определили, что в 18 км от северного побережья бухты Бертыс имеется большое месторождение медно-молибденовых руд.
В результате, строительство Прибалхашского медеплавильного комбината (ПМК) стало ударной стройкой второй пятилетки (1933- 1937 гг.).
О строительстве и достижениях комбината, названного «Магниткой цветной металлургии», написано достаточно много, в том числе в фундаментальном труде «Цветная металлургия СССР» (М.: Металлургия, 1970 г., стр. 91-99).
Я хотел бы официальную историю комбината дополнить собственным видением строительства и развития комбината и города, исходя из общения с участниками тех или иных событий, ознакомления с отдельными документами, личных многолетних впечатлений.
В 1932 году на площадку будущего комбината была направлена первая группа ИТР и рабочих. Почти одновременно началось строительство Коунрадского рудника, временной электростанции (ВЭС), теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), жилых поселков Набережного, Центрального, Северного и так называемой Старой площадки.
Первых три поселка предназначались под общежития, а Старая площадка - под административный центр, где разместились поссовет, милиция, больница, пристань для барж и пароходов и др. Началось строительство трех кирпичных заводов.
Камыш пошел на строительство бараков (деревянный каркас, заполняемый камышовыми матами), глина и песок - на изготовление кирпича и бетона и штукатурку для бараков.
Степь начала преобразовываться. Началось строительство цехов комбината - металлургического, обогатительной фабрики, автобазы, литейно-механического, локомотивного депо. Между стройплощадкой и Коунрадским рудником начали строить двухколейную железную дорогу, заложили с юго-западной стороны комбината Ботанический сад, начато строительство первых многоэтажных домов квартала «А» - первенца города.
Сообщение стройки с внешним миром до середины 1935 г. осуществлялось или автотранспортом- из Караганды через Дарью, Агадырь Киик, Актогай, или озером - от Турксиба 600 км, теплоходами «Ленин» , «Коммунист» , «Мария Ульянова» с баржами.
В 1932-1934 гг. на стройку вербовали только мужчин, на стройке действовал «сухой закон», так что жизнь нельзя было назвать комфортной.
Без женщин и вина строители ударной стройки дурели, водку контрабандой провозили из Караганды со всякими уловками, вплоть до закачки в автошины автомобилей, но ее явно было мало, так как кордоны милиции работали хорошо.
Осенью 1934 г. мужики-строители подняли бунт – отказались работать из-за отсутствия женщин, водки и тяжелых бытовых условий.
На собрании в ноябре 1934 г. в клубе строителей директор стройки Василий Иванович Иванов (бывший директор строительства Сталинградского тракторного завода, отчаянный матерщинник и, при этом, очень толковый директор), выслушав требования «Даешь баб!», «Даешь водку», твердо обещал решить эту проблему с приходом первых пароходов по озеру весной 1935 года.
И он свое обещание выполнил.
О том событии я много слышал до войны, но подробно рассказал машинист бурового станка Коунрадского рудника Мамонов, который в 1935 году работал на площадке комбината. В двадцатых числах апреля с верхушки строящейся 100-метровой трубы строители увидели и закричали: «Пароход идет!!!», и этот клич послужил сигналом бросить все работы на всей промплощадке и бежать 4-4,5 км вокруг бухты к причалу на Старой площадке.
Пришел пароход с тремя баржами. Кроме грузов, привезли примерно 600 особ женского пола, а в трюмах — водку и вино.
Напитки начали продавать в магазинчиках с названием «Центроспирт», курево — в «Главтабаке» и т. д.
С женским персоналом было сложнее. Уже при разгрузке произошла небольшая давка. Мужики хватали сходившик по трапу девиц с настроением немедленно воспользоваться. Но девиц «проинструктировали», и они заартачились: «Женись, тогда я твоя!»
Чуть позже импровизированные «комнаты» начали выделять с помощью фанеры, досок, фибролита, рубероида, то ли и других подсобных стройматериалов.
Одновременно началось бурное строительство «поселков» с экзотическим названием «копай-город».
К началу Великой Отечественной войны таких «копаев» насчитывалось уже около десятка.
В числе приехавших были «девушки», которые приехали на «заработки», но были и путные, которые завербовались по глупости. У самого Мамонова жена была из тех «дурочек» и уже росло трое отличных мальчишек.
С пуском в декабре 1936 г. во временную эксплуатацию железной дороги Караганда — Балхаш блокада была снята, в поселок начали приезжать члены семей строителей и новые семьи.
Все эти события подстегнули как строительство комбината, так и жилья, точнее, первого жилого квартала «А», включающего 28 многоэтажных домов.
Наверное, в этой гонке строительства (а оно — строительство — явно отставало от графика и директив), похожe, допускалось много брака. В 1936 г. были обвинены в неудовлетворительном качестве строительства и других «грехах» и расстреляны В.И. Иванов и многие руководители стройки, хотя позже, в середине 50-х годов все они были реабилитированы. Большую роль в реабилитации сыграл заместитель директора комбината Иван Тимофеевич Волков, который приехал в Балхаш тем памятным рейсом парохода в 1935 году секретарем комитета комсомола стройки по направлению ЦК ВЛКСМ. Кстати, в 1936 году он тоже был арестован, но ни в чем не сознался и через 11 месяцев был отпущен.
Что же касается качества строительства промобъектов, то плохим его никак нельзя было назвать. Я в 1956-1958 гг. проводил удлинение шаростержневых мельниц на обогатительной фабрике, при этом необходимо было перенести бетонные опоры мельниц. Мы не смогли разобрать бетон отбойными молотками, и его удалось удалить только взрывом с предварительным бурением. С таким же сверхкрепким бетоном мы столкнулись и при ремонте несущих строительных колонн главного корпуса фабрики.
А вот при строительстве города ляпсусов было достаточно. Так, строительство домов в квартале «А» №№ 1, 2, 3, 5, б производилось не по одному разу. Дом № 1 при доведении до 4-го этажа разломился, был разобран где-то в 1938 г и заново построен только в конце 50-к годов.
«Дом мастеров» Nr. 2, в котором я позже жил, был построен с четвертого захода. Он трижды разламывался при доведении стройки до 5-6 этажей (дом шестиэтажный), полностью разбирался и снова возводился, пока наконец не был сдан в эксплуатацию в мае 1941 года.
Позже были установлены просчеты проектировщиков в конструкции фундаментов.
В 1937 г. директором стройки был назначен некто Пенхасик. В декабре 1937 г. eгo по новой Конституции почти единогласно избрали в Верховный Совет СССР, но весной 1938 г тоже расстреляли.
Потом директором назначили Иустина Ивановича Перцева.
При нем начали вводиться в строй объекты комбината — 23 апреля 1938 г. — медная (или большая) обогатительная фабрика, 13 июня задута первая отражательная печь, а 24 ноября 1938 г. была выплавлена первая черновая медь. Этот день считается днем рождения комбината.
В том же году строящийся Прибaлхашский медеплавильный комбинат (на дымовых 130-метровых трубах остается название «ПМК») был разделен на Балхашский медьзавод, Коунрадский рудник и трест Прибалхашстрой. Последним стал руководить один из старейших строителей Балхаша Василий Иванович Язев - толковый руководитель, матерщинник и будущий Герой Социалистического Труда.
Так была введена в строй ударная стройка 2-й пятилетки, за которой я лично следил с 1937 г. через одноклассников, соседей, местную газету «Прибалхашская правда» , а с 1943 по 1968 гг., находясь на практике или работая непосредственно на заводе (позже - комбинате).
***
Продолжение следует.
ПРИМЕЧАНИЕ: В дальнейшем иметь ввиду, что ремарка "Отредактировано Лев Мильтер" - это вовсе не означает, что в публикацию введены какие-либо, даже малейшие, изменения в авторский текст. Это АВТОМАТИЧЕСКАЯ ремарка сайта, котрая означает лишь то, что расположние авторского текста приведно в соответствие с техническими требованиями администрации форума.
Отредактировано lev milter (27.10.2022 17:37:51)