70 лет со дня депортации российских немцев из Автономной республики немцев Поволжья в Сибирь и Казахстан.
28 августа 2011 года исполнится 70 лет со дня издания Указа Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья", открывшего трагическую главу в истории российских немцев. В последующие несколько месяцев из европейской части СССР в Сибирь и Казахстан было выселено около 900 тысяч немцев, включая более 400 тысяч из Республики немцев Поволжья. Последствия этого Указа не ликвидированы до сих пор.
70-летнюю годовщину депортации отметят в сотнях городов России, других стран СНГ, Германии. Международный союз немецкой культуры и Федеральная национально-культурная автономия российских немцев проводят комплекс мероприятий в России и совместно с Землячеством немцев из России - комплекс мероприятий в Германии. Достигнута договоренность с Советом немцев Украины о проведении совместных мероприятий, приуроченных к годовщине депортации.
Центром памятных мероприятий станут Энгельс и Саратов. Там 25-29 августа пройдет международная научная конференция "Депортация немецкого населения СССР в 1941 году и ее последствия: современные взгляды и оценки", встречи представителей органов самоорганизации российских немцев, встречи соотечественников, ранее проживавших в Республике немцев Поволжья, а теперь разбросанных по городам и весям России, Германии, Казахстана, Украины, других стран.
http://kamyshin.ru/blog/планируется-отк … в-поволжья
Депортация немецкого населения европейской части СССР в Сибирь и Казахстан
Депортации немецкого населения СССР, осуществлённая в 1941 году, до сих пор в российском обществе оценивается неоднозначно. Спектр мнений чрезвычайно широк: от полного оправдания действий властей как превентивной меры в сложных условиях начала войны, до категорического отрицания какой-либо целесообразности выселения немцев и объявления депортации актом мести, элементом геноцида против советских немцев. По всей видимости, при оценке такого сложного и противоречивого исторического явления как депортация, каждое из мнений, в какой-то своей части, имеет объективную основу.
В общем плане депортация немцев СССР вписывалась в историческую и международно-правовую практику начального периода Второй мировой войны. Как известно, с началом гитлеровской агрессии в Европе страх перед немецкой «пятой колонной», имевший определённые основания, принял международный характер. Прогерманский фашистский путч в Австрии, возникновение немецких объединений под знаком свастики практически во всех странах Европы и даже за океаном (особенно в Бразилии), очевидные связи национал-социалистических ассоциаций этнических немцев с Берлином, их агрессивные выступления в Саарской области, Судетах, Мемеле (Клайпеде) – всё это уже задолго до начала войны интенсивно формировало атмосферу недоверия и настороженности по отношению к местным немцам, которых берлинские власти именовали «фольксдойче».
Страх перед «пятой колонной» в ряде стран превращался в антинемецкую истерию. Особенно широкий размах она имела в Польше, Бельгии, Франции. Руководство многих стран принимало огульные репрессивные меры в отношении населения, этнически родственного противнику. Практика депортации и интернирования применялась по отношению к немцам практически во всех странах, подвергшихся агрессии Германии. В Соединённых Штатах Америки на весь период войны были интернированы японцы. Подобная практика имела место и в Российской империи в годы первой мировой войны (см.: параграф 5.1. настоящего учебного пособия).
Что касается СССР, то фактов сотрудничества советских немцев с фашистской Германией накануне войны обнаружить так и не удалось. В том, что такое сотрудничество не состоялось, определённую положительную роль сыграли факторы большевистской диктатуры: сильная идеологизированность советского общества; интернационализм как элемент официальной советской политики; тотальный контроль «пролетарского» государства за всеми сторонами жизни каждого отдельного человека; наличие мощного и разветвлённого полицейско-карательного аппарата, непрерывно выискивавшего и жестоко каравшего «врагов народа».
Тем не менее, крайне неудачное начало войны, большие потери и быстрое продвижение войск Германии и её союзников вглубь советской территории в совокупности хотя и с отдельными, но сильно раздражавшими советское руководство фактами «пораженческих» настроений среди советских немцев в тылу и сотрудничества с врагом на оккупированных территориях (как уже отмечалось эти факты постоянно докладывались в Москву) привели И. Сталина, руководство СССР к решению о выселении немцев сначала с территорий, над которыми нависла угроза захвата их противником, а чуть позднее и вообще со всей территории европейской части СССР.