Пишу Вам из города Балхаша. Я дочь судьи - бия Арыстанбекова Саттыбая, проживавшего в урочище Бектауата. Местность наших дедов называлась Сарыулен, Беттерек (в переводе - “ближний тополь”), Шеттерек (”дальний тополь”).
Местность очень живописная, красивая. Лес, родники, кустарники, горы, скалы, напоминающие героев из сказок. Сама гора, пик Бектауата: на спине скала, которую называют “седло”. С правой стороны горы находится пещера - просто чудо! - её называют “пещера Амангельды”, “пещера семерых” - по-нашему “унгур”, в глубине которой чистая вода.
Предки, считая гору святой, набирали воду для исцеления от различных заболеваний. У моего отца Саттыбая долгое время не было детей. Оставалось одно - идти в святые места и молиться, выпрашивая у Аллаха и святых ниспослания ребенка. Так мой отец Саттыбай выложил из камней домик у подножия горы, неподалёку от пещеры - сейчас остались только в виде фундамента выложенные камни, напоминая о былых исторических временах. По рассказам моей апа Кенжесары (это супруга брата моего отца Садыка), приносили в жертву барана, ночевали в этой каменной избушке.
Аллах услышал наши просьбы, мольбы. 12 мая 1928 года я родилась, какая радость! Но счастье недолго длилось. Через два года, в 1930 году отца арестовали как бывшего бия, сослали в Сибирь, где он скончался 1936 в году. Мама моя, не выдержав испытания судьбы, когда мне было 4 годика, скончалась. Так я выросла в семье брата отца Арыстанбекова Садыка. Его супруга Кенжесары заменила мне мою мать.
Бектауата - моя родина. Здесь я родилась, выросла, каждый кустик, каждый камешек мне дорог. Я продолжу свои воспоминания. По другую сторону пещеры как бы продолжение этой большой пещеры, малая пещера под названием “Ундемес эулие” (”Безмолвная молчаливая святая”). Она меньшего размера, напоминает кухню в многоквартирном доме, посередине камень, напоминающий стол. Люди приходят, приносят с собой съестное, располагаются как у себя дома, отдыхают.
Когда выходишь из большой пещеры, по правую сторону большая глыба - “шокпар тас”. Отдыхающие прозвали “гриб”. Ощущение, вот сорвется и покатится вниз. У подножия горы, когда спускаешься вниз к осиновому лесу, стоит большая глыба конусообразная - называют “кыз аулие” - “святая дочь Отца высоких гор”. Кто не может добраться до большой пещеры, останавливается у этой глыбы. Кто побывал, обязательно оставляет лоскутки различных материй. Иногда в этих лоскутках могут быть монеты, деньги различного достоинства.
Поднимаясь по низине вверх к горе, видишь расположенный между скалами небольшой осиновый лесок. Влево от него виден котлован, из него вода стекает в нижний котлован, называют их “двухэтажный котлован”. Просто чудо! Один выше, вода из одной каменной ванны стекает ниже, в другую каменную ванну - изумительно!
Зимовка наша была в ущелье у подножия самой горы к северу у родника Бет-Терек. Вода всегда прохладная, течет между скал, целебная. Весной откочевывали на жайлау Сарыулен, Шеттерек. Весенне-летний период оживленной перекочевки на жайлау. Перевал - ущелье между двумя горами Коныркулжа и Сарыкулжа - называют Апарасу.
Апар - супруга батыра Кожаназара, сноха батыра Доса, мать батыра Жидебая. Батыры отличились в войне против джунгарских калмыков. Апар-апа возглавляла всегда караван по кочёвке и передвижению в поисках жайлау по многоцветному, душистому ковру солнечной степи.
Радостное пробуждение природы, обилие зеленого подножного корма для скота, обилие лекарственных трав - подорожника, мяты различной, тысячелистника, солодки, полевого хвоща, полыни. Из корней шиповника умудрялись делать краситель для выделанной шкуры скота. Из шкур шили бурдюки для закваски кумыса. Дикорастущий лук разного вида даже весной собирали и вывозили на продажу в город Балхаш. Сарымсак (дикий чеснок) толкли с солью и приправляли мясо - какой аромат бесподобный! Плоды можжевельника - арчи пахучей - употребляли в быту, вырезали из него различные изделия - запах разносился по всей квартире, сохраняясь надолго, делали зубочистки - зубы предохраняются от кариеса. Собирали кымыздык (щавель), долона (боярышник), каракат (смородину), туйетабан - сверху колючие листья, корень белый, напоминает по вкусу топинамбур (земляная груша).
У волостного бия Арыстанбекова Саттыбая четверо внуков и одна внучка. Все с высшим образованием. Два врача - Айткали (кардиолог) и Фатима (терапевт) - живут в городе Караганде. Сейткали - плавильщик на заводе ЗОЦМ. Мухаметкали - инженер на Балхашском горно-металлургическом комбинате. Младший, Сергали, главный инженер в ТОО “Казмеханомонтаж”.
Супруг мой, Кенбаев Айтбай Бахолдинович, работал заведующим Балхашского городского финансового отдела, ревизором КРУ, избирался депутатом городского Совета, членом Балхашского городского комитета партии. 3аслуженный финансист Казахстана, ушел из жизни в 1985 году. У Саттыбая 11 внуков, 9 правнуков - юристы, финансисты продолжают династию деда Кенбаева Айтбая.
В прошлом 2009 году внуки и правнуки нашего деда Балкимбая восстановили надгробное сооружение, установили памятник из черного мрамора в урочище Андызды.
У Балкимбая, совершившего хадж в начале XX века в Мекку, дети - Самбет, Арыстанбек, Тауырбала, Мамбеткул. Тауырбала - жена знаменитого в нашей степи купца татарина Хальфина Уали. Мамбеткула сын Галиахмет был волостным управителем в 1914-1916 годах, дважды заместителем волостного управителя. В настоящее время дочь его, Жамиш Галиахметовна, на заслуженном отдыхе, 40 лет проработала, пройдя путь от следователя до прокурора района, заслуженный юрист, персональный пенсионер республиканского значения, награждена почетными грамотами, медалями и орденами, живет в городе Алматы. Всего у Галиахмета Мамбеткулова - 83 внука и 85 правнуков. Супруг Жамиш Галиахметовны - внук Арыстанбекова Садыка и Кенжесары от их дочери Рабиги Зейнешев Хайролла. С ним мы выросли в одной семье - брат и сестра. Садык и Кенжесары прожили до глубокой старости в Бектауата. Каждый год дети, внуки ездили к ним отдыхать.
http://inkaraganda.kz/?p=5789