Учитель.
В жизни у каждого было много учителей. Хороших и плохих. Запоминающихся навсегда и забытых. Ярких – с точки зрения той, школьной поры, и уважаемых сейчас – будучи уже взрослыми людьми. Они учили нас, они воспитывали нас, они отдавали нам свои знания, свой труд и своё время.
18 января 2008 года моей маме исполняется 70 лет.
И в преддверии этого юбилея я вдруг начал отчётливо понимать, что же это такое – быть Настоящим Учителем.
Когда увидел, что сотни людей в разных странах помнят своего учителя –
Валентину Игнатьевну Галлер.
Помнят, уважают и любят. Произносят в очередной раз слова благодарности и признательности. Искренне интересуются здоровьем и по-дружески делятся своими воспоминаниями. Восхищаются преданностью своей профессии и чтут человеческие качества.
Почему?
Мне стало ужасно интересно. Почему, столько людей во всём мире – считают своим учителем именно мою маму. Какая-то ревность, вдруг возникла. И мне захотелось в этом разобраться, и рассказать об этом.
А вдруг…
Вдруг, такой наглядный пример – станет олицетворением чьей-то мечты о своей будущей жизни. И через 20, пятьдесят, сто лет – кто-то так же, с теплом и благодарностью будет говорить: - А в моей жизни был УЧИТЕЛЬ.
***
Кто бы мог подумать, что в обыкновенной школе №24 города Алма-ата будет учиться Валентина Литвинова, которая не раздумывая поступит в Алма-атинский КазПИ (Сейчас – Казахский Национальный педагогический университет имени Абая) на физико-математический факультет, блестяще его закончит и по распределению поедет работать в город Балхаш.
Где начнёт работать в очень не простой школе №30 учителем математики. Классным руководителем, завучем, директором, инспектором ГОРОНО, опять – директором школы, директором интерната, заслуженным учителем Казахстана, пенсионером и ветераном.
Вот как! В три строчки поместилась вся жизнь?
Нет – это только официальные отметки в трудовой книжке. Хотя там есть ещё и многочисленные награды, медали и ордена, дипломы и грамоты…
Но и это всё – даже приблизительно не отражает жизнь учителя. Не должности и занимаемые посты, не награды и поощрения, и даже – не конкретные годы работы в конкретном учебном заведении. Хотя…
Расставаться и начинать всё сначала – всегда очень тяжело. Но интересно.
***
«Валентина Игнатьевна, мы сидели за одной партой на ваших уроках, прошло 40 лет, мы живём в Германии, у нас прекрасные дети и внуки. И мы всегда всем рассказываем, что вы – нас сосватали. Спасибо вам!»
«Валентиночка Игнатьевна, мы недавно собирались со своими одноклассниками, вспоминали свою школу, ваши уроки, вашу строгость и любовь. Спасибо Вам!»
«На одном из ежегодных конкурсов самодеятельности во Дворце Металлургов я должен был участвовать в постановке по пьесе Горького. Но я знал, что в жюри – будет Валентина Игнатьевна Галлер, и я страшно боялся. Она сама постоянно режиссировала такие конкурсы, многие сценарии были написаны тоже ею, но и оценивала она – ну очень строго. Внимательно, профессионально, но строго. И мы победили! Спасибо Вам, Валентина Игнатьевна!»
«Невозможно было не полюбить математику, после ваших уроков, уважаемая и дорогая Валентина Игнатьевна!»
«Валентина Игнатьевна, всегда своим примером показывала, что если взялся за дело – то добьешься результата, если будешь трудиться и вкладывать душу»
«Мы были детьми, а она была и всегда будет – нам как мама, которая ведёт за руку, на пути к знаниям, к добру и пониманию»
«Иногда складывалось ощущение, что она не замечает меня. Всё внимание – только отличникам. Но это оказалось - не так. Она всё видела и давала мне шанс самому добиться успеха. И когда у меня появилась первая «четвёрка» по математике, то я в этом убедился»
«Я страшно боялась выходить на сцену, но побывав на репетиции и услышав властный голос Валентины Игнатьевны, точно подсказывающий, что именно нужно делать, танцевала совершенно без страха. А когда услышала аплодисменты, то была счастлива. И после концерта, нашла Валентину Игнатьевну и поблагодарила её. Она помогла мне побороть страх перед сценой»
«Моя внучка учится в немецкой школе. И когда она рассказывает о своих учебных днях, то я всегда вспоминаю наши школьные дни. Как Валентина Игнатьевна устраивала нам праздник из обычного начала нового учебного года, или – из дня зимнего равноденствия. И я стараюсь тоже что-то приятное сделать для своей внучки, чтобы она тоже с радостью относилась к процессу обучения»
***
Это – небольшие вырезки из писем учеников. Учеников Валентины Игнатьевны Галлер. Среди них есть и ректоры университетов, профессора, доктора наук, политические деятели, успешные и знаменитые люди, добившиеся всего своим трудом. Есть и обычные домохозяйки, посвятившие себя семье, водители автобуса, сварщики, спортсмены и артисты. Наверное – нет профессии, которую бы не освоили её ученики.
Иногда, вечером, она достаёт альбомы с фотографиями и начинает рассказывать: - «В этом классе…», «В этом году…», «На этом конкурсе…», «В этой школе…», «А тут была девочка…», «Здесь мы…», «Я помню, что…»…
И не все имена с фамилиями вспоминаются, путаются года и времена года. Не удивительно! Столько людей, столько событий!
Есть такое выражение: «впустил в своё сердце»
Какое же нужно иметь огромное сердце, чтобы впустить в него столько людей, учеников, коллег, друзей и близких! Заботы о взятых на себя обязательствах: - «по воспитанию подрастающего поколения». Ведь именно так были сформулированы главные заповеди учителя в учебниках педагогического института. Нести ученикам знания! Воспитать человека! Руководствоваться методиками! Соответствовать статусу! Собственным примером…
И нигде, ни слова о любви. Не сказано нигде, что учитель любит своих учеников. Откуда же она это взяла? Как догадалась, что без любви не бывает созидания? Созидание мировоззрения, способности мыслить, возможности использовать и преумножать знания, желания добиваться осуществления поставленных целей, стремления полноценно жить и любить.
Каким нужно обладать огромным сердцем, открытой душой и чистыми устремлениями, чтобы дарить свою любовь стольким людям, стольким делам и свершениям, стольким достижениям и судьбам?
Чтобы по-прошествии многих лет, получать благодарность от учеников, признательность от коллег и друзей, любовь от близких, уважение от целого города и сотен взрослых людей по всему миру?
***
Вот оно!
Если человек любит свою работу, осознаёт могущество своего вклада в умы и сердца, искренне раскрывает своё сердце и душу, обладает безграничной любовью к людям, способен полностью подарить себя своей деятельности, учится всю жизнь сам и помогает учиться другим, то такой человек становится УЧИТЕЛЕМ.
Я с гордостью вступаю в многочисленные ряды учеников моей мамы, Валентины Игнатьевны Галлер! Потому что, кроме материнской любви, заботы и ласки, я обрёл ещё любовь УЧИТЕЛЯ. Был одарен наравне со всеми её учениками – уникальной энергией стремления к знаниям, к радости и к жизни.
Несколько лет назад, моя мама вышла на пенсию. И некоторое время – просто не могла найти себя в этом новом статусе. Появилось много свободного времени, новые идеи и совершенно иные заботы и дела.
Но её неугомонная тяга к созиданию, не позволила ей долго пребывать в этом бездеятельном состоянии. Ведь те, кому она подарила свою учительскую строгость, свою требовательность к выполнению заданий, свой талант руководителя и организатора, свою любовь и заботу, не вышли из её жизни. Просто они стали – вне её повседневных обязанностей. Исчезли только директивы министерства образования и приказы ГОРОНО. Люди, их жизни, их дела и мечты – остались. Остался город Балхаш, которому она отдала всю свою жизнь, остались коллеги по учительскому цеху, повзрослели ученики, которые не перестали видеть в Валентине Игнатьевне Галлер – своего УЧИТЕЛЯ.
Поэтому – её труд продолжается. Продолжается процесс циркуляции любви – из сердца в сердце.
Нужно организовать работу совета ветеранов народного образования? Конечно!
Нужно написать цикл статей о лучших людях города? Обязательно!
Нужно создать сценарий праздника? Разумеется!
Нужна поддержка акиму города? А как же иначе!
И так далее, и тому подобное…
А тут, вдруг – наступает юбилей. 70 (семьдесят) лет! И возникает масса вопросов. А хватит ли сил? А позволит ли здоровье?
Хватит! Позволит!
Та душевная теплота, то сердечное отношение к людям, та страсть к знаниям и к помощи другим в овладении знаниями, в применении своих талантов и способностей…
Которую за всю свою жизнь, Валентина Игнатьевна Галлер, раздарила другим – теперь возвращается в виде энергии благодарности. И эта энергия позволит ещё многие года, сохранять настрой на свершения, на доброту к людям, на применение своего дара во благо.
И будем надеяться, что немного этой энергии достанется и здоровью. Подбодрит уставшее тело и омолодит его до истинного состояния духа.
Моя мама – Валентина Игнатьевна Галлер, молода! Как тогда, в далёком 1961, когда приехала молодой выпускницей педагогического института в Балхаш и начала свою деятельность УЧИТЕЛЯ.
Я уверен, что многие испытывают такие же чувства благодарности и любви к людям этой великой профессии. И присоединятся к моим пожеланиям:
- Не останавливаться.
- Не прерывать течение знаний.
- Не уставать от сложных задачек со многими неизвестными.
- Всегда находить правильные ответы.
- Всегда сохранять веру в людей, добро и искренность.
- Продолжать любить свою профессию.
- Каждый год получать сотни новых учеников.
- Развивать свои таланты и дарить их нам.
И, конечно же – здоровья! Веры в своё призвание! Надежды на новые свершения!
Любви! От всех от нас!
От имени и по поручению…
Сотен учеников Валентины Игнатьевны Галлер в разных странах (при помощи интернета)…
Юрий Галлер, сын и ученик.
Валентина Игнатьевна Галлер
Отредактировано urig (14.01.2009 22:50:04)